Пилоты Як-42 побоялись прервать смертельный полет

02.11.2011, 20:06

Видеосюжет: Евгений Голованов
Видео программы «Сегодня»

Двухмесячное расследование показало: Як-42 с «Локомотивом» разбился из-за ошибочных действий экипажа, который мог предотвратить трагедию, но побоялся неприятностей из-за задержки рейса.

Сегодня Государственный авиационный комитет назвал причину одной из самых страшных катастроф в истории отечественной авиации — крушения самолета Як-42 под Ярославлем, в результате которого погибла в полном составе хоккейная команда «Локомотив». После проведения сложнейших экспертиз МАК пришел к выводу, что самолет разбился из-за ошибки экипажа. Установлено, что пилоты во время взлета жали на тормоза.

Произойти это могло из-за того, что у обоих летчиков «имел место негативный перенос навыков, полученных при управлении самолетом Як-40 на самолет Як-42. Кроме этого, выяснилось, что у второго пилота были проблемы со здоровьем. В его крови обнаружили запрещенный для летчиков препарат — „Фенобарбитал“», влияющий на нервную систему.

Корреспондент НТВ Евгений Голованов ознакомился с итогами расследования.

В первые часы и даже дни после авиакатастрофы под Ярославлем эксперты выдвигали сразу несколько версий крушения, начиная от традиционных — техническая неисправность самолета и ошибка экипажа — до менее распространенных. Грешили на некачественное топливо и неправильную центровку груза. Версию теракта и нелетной погоды отвергли практически сразу. Звучала и неофициальная версия — о том, что якобы самолету не хватило длины взлетно-посадочной полосы для разгона. В итоге, спустя почти два месяца, эксперты МАК пришли к выводу, что основной причиной крушения стал пресловутый человеческий фактор.

Расшифровка «черных ящиков» показала: технических неисправностей у самолета не было, двигатели работали до момента столкновения с землей. Трагедия произошла из-за того, что кто-то из пилотов при взлете со всей силы тянул штурвал на себя. И одновременно, вопреки логике и здравому смыслу, давил на тормоз.

Алексей Морозов, Межгосударственный авиационный комитет: «Это привело к созданию тормозной силы на колесах основных стоек шасси, к дополнительному пикирующему моменту, невозможности своевременного создания взлетного угла тангажа. Однозначно определить, кто из пилотов осуществлял подтормаживание, не представилось возможным».

Как выяснилось, это весьма распространенная ошибка летчиков, пересевших на Як-42 с его предшественника. Все дело в парных педалях. На обеих модификациях при давлении на нижнюю часть корректируется направление, при усилии на верхнюю — включается тормозная система. Но у Як-40 под педалями есть удобные чашки для ног. Привыкнув к ним, пилот, пересевший на Як-42, не убирает ноги с педалей вовсе.

Алексей Морозов: «Командно-летный состав компании фактически самоустранился от контроля уровня профессиональной подготовки экипажа. В компании отсутствовала плановая подготовка, в том числе и тренажерная, членов летных экипажей. Имели место фальсификации и отсутствие летных документов».

Предположение, что летчики действительно тормозили, подтвердилось и после серии летных экспериментов. На аналогичном самолете специалисты смоделировали взлет, сначала без торможения, все прошло штатно, затем — на тормозах.

Удалось выявить и еще несколько немаловажных факторов. В крови второго пилота экспертиза выявила запрещенное лекарство — психоактивный лекарственный препарат фенобарбитал, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему.

Еще одна из череды ошибок — руль высоты одного из пилотов при взлете находился не в нейтральном положении. Нескольких градусов было достаточно, чтобы самолет не отрывался, а наоборот прижимался к земле. Эту оплошность замечают в последние секунды. Очевидная несогласованность действий экипажа: разогнав самолет не до 210 километров в час, как положено при максимальной загрузке, а лишь до 190, летчики начинают поднимать машину, но это удалось сделать уже за пределами полосы. Дальше самолет цепляет антенну курсового маяка, заваливается на левое крыло и через несколько километров падает.

Каждый из членов экипажа — и командир Андрей Соломенцев, и второй пилот Игорь Жевелов — были опытными летчиками. На самолетах Як-40 они налетали по несколько тысяч часов, опыт полета на Як-42 был гораздо меньше.

Когда экипаж понял, что взлет идет нештатно, у них еще была возможность прекратить его, но летчики предпочли пройти точку невозвращения. Некоторые эксперты не исключают, что они боялись последствий. Ведь в противном случае пришлось бы тут же проводить «разбор полетов», а значит «Локомотив» просто опоздал бы на первый матч Континентальной хоккейной лиги в Минске, что неминуемо грозило бы авиакомпании крупными штрафными санкциями от руководства хоккейного клуба.

Рубен Есаян, заслуженный летчик-испытатель РФ: «Хорошо подготовленный экипаж моментально прекратил бы взлет. Раз они понимают, что это происходит, значит, нужно остановиться. Выкатился, ничего бы с самолетом не было, все были бы живы-здоровы. Ну, экипаж, естественно, никто бы не похвалил».

Эксперты МАК предлагают пересмотреть действующее положение, согласно которому уход на запасной круг при посадке и прерванный взлет считается нарушением, влекущим санкции. Кроме того, после расследования, когда выяснилось, как часто пилоты взлетают «на тормозах», во все авиакомпании, эксплуатирующие Як-42, были направлены настоятельные рекомендации провести с летным составом дополнительные занятия, чтобы научить летчиков правильно ставить ноги на педали.

Связанные новости

Читайте также