Изувеченный холст склеивали по сантиметрам

01.11.2011, 21:25

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Реставраторы Эрмитажа поведали о возрождении варварски украденной картины Жана-Леона Жерома «Бассейн в гареме», которую возвратили в музей после громкого похищения десятилетней давности.

«Бассейн в гареме» дополнили другими работами Жана-Леона Жерома. Сегодня в Эрмитаже французскую картину вместе с другими полотнами представили публике. Напомним, что холст был варварски украден в 2001 году. Спустя шесть лет его подкинули в офис КПРФ в Москве. Сегодня полотно полноценно представили публике после скрупулезной реставрации.

На открытии выставки побывал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Сегодня в зал на третьем этаже Зимнего дворца можно было попасть только по приглашениям. Несмотря на то, что картина Жана-Леона Жерома «Бассейн в гареме» давно вернулась с реставрации в экспозицию, только сейчас можно было узнать детали этой сложнейшей операции.

Десять лет назад картину просто варварски вырезали из рамы. На склеивание одного сантиметра волокон между авторской кромкой и полотном уходило несколько часов.

Мария Шулепова, художник-реставратор 1-й категории: «Практически весь рабочий день, с утра до закрытия музея, я работала под микроскопом».
Татьяна Алёшина, художник-реставратор высшей категории, руководитель реставрационных работ: «Это напряженнейшая работа, требующая и внимания, и усидчивости, и терпения. Нужно иметь определенный склад ума и характер».

Срастить по периметру требовалось четыре метра полотна. К сожалению, художник пользовался тонким холстом, и живописный слой на сгибах растрескался. Кража до сих пор вызывает вопросы.

Почему Жером? И почему «Бассейн в гареме»? Вспомнили даже, что представители арабского мира еще 30 лет назад обвиняли ориентализм в западном искусстве в целом и творчество художника в частности.

Александр Бабин, куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа: «Никто не переживал той драмы, которую я пережил, когда я увидел похищенную картину. Это страшный удар. Вообще при такой ситуации можно получить инфаркт и тут же умереть, как Пьеро, перед которым мы стоим. Не надо даже укола кинжала».

Можно сказать, что сегодняшней выставкой Жана-Леона Жерома авторы компенсировали все душевные переживания, связанные с похищением картины. Название экспозиции «Бассейн в гареме и другие произведения Жерома» с явным подтекстом.

Вся история с «Бассейном» дала возможность выставить более значимое произведение художника — «Дуэль после маскарада». Сюжет не случаен. Жером, оказывается, был отъявленным дуэлянтом.

К творчеству этого художника всегда относились неоднозначно. Его считали любимцем парижского салона и называли сладким поэтом невольничьих рынков и восточных гаремов. Поклонники творчества мастера подмечали у Жерома хорошее знание древнейшей истории.

Увлечение французских художников античностью определило стиль в живописи, который Теофиль Готье назвал неогрек. Вместе с живописью Жерома представили и его скульптурные работы. Если обращаться к истории живописного искусства, во все времена скандальные похищения, как ни странно, только придавали ценности отдельным произведениям и значимости самому художнику.

Читайте также