Видеофиксация дисциплинирует водителей

30.10.2011, 21:07

Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Станет ли видеофиксация нарушений панацеей от беспредела на российских дорогах? На что способен алколазер, и кому выгоден бизнес на гаджетах, обманывающих камеры ГИБДД?

Дорожный кошмар. Трагедии на российских автотрассах, увы, данность — ни дня без них не проходит. Вот и минувшая неделя не стала исключением.

Широкий общественный резонанс вызвало ДТП в Саратовской области: в аварию попал микроавтобус со школьниками, два ребенка погибли. В обстоятельствах — а нюансов немало — теперь предстоит разобраться следствию.

А сегодня в центре российской столицы настоящий переполох устроил ни с того ни с сего впавший в буйство водитель такси, передает НТВ. Прежде чем его задержали, неадекватный ездок успел протаранить шлагбаум, четыре патрульных машины и еще с десяток припаркованных автомобилей, а также чуть не задавил полицейского.

Если не панацеей от беспредела, который творится на наших дорогах, то фактором, способным переломить нынешнее положение дел, многие считают внедрение современных комплексов автоматической фиксации нарушений. О том, что треть последних в этом году выявлено с помощью подобной техники, ГИБДД как раз на днях отчиталась.

Корреспондент НТВ Андрей Григорьев удостоверился: плюсы есть, но есть и подводные камни.

Этот «Бутон» (так называется прибор дистанционного измерения паров алкоголя) раскрывается, стоит лишь в машине из пульверизатора побрызгать спиртом — на мониторе загорается красный запрещающий сигнал. Изобретение может выявить пьяного в салоне автомобиля с 25 метров. Правда, распознавать, кто пьян, водитель или пассажир, придется все же сотруднику ГИБДД.

Александр Романов, начальник Центра оперативной криминалистической и поисковой досмотровой техники: «Машина все равно будет остановлена и водитель пройдет стандартные процедуры по проверке алкотестором».

Прибор протестирован и, возможно, уже к концу года поступит на вооружение дорожной полиции. На российских дорогах все больше и больше специализированной техники. По данным статистики, сейчас треть всех нарушений определяется камерами автоматической фиксации. И если пока штрафуют в основном за превышение скорости, то вскоре обещают фиксировать выезды на встречную полосу и под запрещающий сигнал светофора. Смогут ли эти аппараты в перспективе вообще заменить постовых?

Михаил Трухонин, заместитель начальника управления ГИБДД Управления МВД России по Костромской области: «Камеру Вы не увидите, никакого эмоционального всплеска вы не получите. Что такое камера? Где-то глазок, что-то где-то есть. А сотрудник ДПС — вот он, стоит красивый».

Если такая видеокамера стоит на улицах Костромы, значит, где-то рядом непременно притаился полицейский — охраняет дорогостоящее оборудование. А в конце смены он должен снять показания и на флеш-карте привезти в информационный центр. Хотя все, в принципе, задумывалось, чтобы уменьшить влияние людей и таким образом снизить коррупционную составляющую, но пока вмешательство сотрудника ГИБДД необходимо на каждом этапе.

Евгений Кашицын, начальник центра автоматической фиксации административных правонарушений УМВД России по Костромской области: «Номера бывают грязные, нечитаемые вообще. Бывает — отсутствует буква. То есть, реально человек видит один номер, а система определила другой. Он либо вмешивается, либо отправляет в брак, если сам определить это дело не может».

В крупных российских городах действуют автоматические системы. Сигнал с камеры сразу поступает на сервер, фотографии распечатываются на специальном бланке, упаковываются в конверты и после этого так называемые «письма счастья» почта рассылает по нужным адресам.

Автоматическая система ненадежна, утверждают ее противники, — не защищена от хакерских атак. Пока никто и не покушался, парируют полицейские. Кроме того, известны случаи, когда штраф приходил владельцу старенькой «девятки», который будто бы гнал со скоростью 277 километров в час, или пенсионеру. Тот, судя по автоматической фиксации, разогнался на своей «четверке» почти до 250.

Сергей Канаев, президент Федерации автовладельцев России: «Иногда происходит очень серьезные сбои в системе и очень большое количество автовладельцев страдает из-за этого. Камеры, например, установлены в таких местах, когда скорость, показываемая на них, просто противоречит здравому смыслу».

Но все это, по мнению полицейских, из-за случайно сбившихся настроек, которые вскоре были исправлены.

Сергей Ромашкин, заместитель начальника отдела дорожно-патрульной службы Главного управления ГИБДД МВД России: «Все приборы настроены на фиксацию только номера транспортного средства. Если за границей обязательно — модель и лицо управлявшего транспортным средством, то у нас законодательство основано на том, что привлекают к ответственности по регистрационному знаку».

Камер будет больше везде, программа только набирает обороты, но штрафов уже собрали на сотни миллионов рублей. Виновников сотен аварий удалось обнаружить лишь потому, что происшествия были сняты на видео.

На каждую автоматическую фиксацию найдется своя видеорегистрация. У многих водителей машины буквально напичканы аппаратурой, а из снятых кадров вполне можно было бы смонтировать целый дорожно-транспортный сериал. Задокументированы километры пути, но открытым остается главный вопрос: всегда ли то, что попало в объектив, — объективная информация?

В Москве фотофиксация выявила несколько машин-двойников, когда нарушители сознательно ставили себе номера, принадлежащие другому человеку. На попытках обмана видеокамер в стране уже успели построить настоящий бизнес — интернет-магазины предлагают массу любопытных технических новинок.

Леонид, продавец: «Эти устройства помогают скрыть номер от камер автоматической фиксации. Когда мы видим камеру или мы знаем, что там есть камера, мы можем просто взять и скрыть номер».

Правда, использование таких шторок или номеров-перевертышей предполагает штраф до 5 тысяч рублей. А вот видеорегистраторами водители могут пользоваться вполне законно, защищая себя не только от полицейского произвола, но и от многих других угроз на дороге.

Сергей Толокольников, менеджер по продажам видеорегистраторов: «Этот аппарат постоянно совершенствуется, имеет экран, батарейку хорошую встроенную, такой очень прочный корпус за счет ребер жесткости, инфракрасный прожектор».

Московский автолюбитель Сергей сбил пешехода и чуть было не угодил на скамью подсудимых. Спасла установленная в его иномарке камера, запечатлевшая, как все произошло.

Сергей Георг, автолюбитель: «В суде эта запись видеорегистратора была единственным доказательством моей невиновности и помогла пролить свет на правду».

Чтобы использовать данные с регистратора в суде, нужно, чтобы инспектор непременно внес в протокол о дорожном происшествии модель и серийный номер прибора. А также указал его местоположение в момент аварии. Обязательно нужно сверить, совпадают ли показания на мониторе с реальным временем. Видеозапись лучше запечатать в конверт и передавать дорожной полиции в присутствии двух свидетелей.

Константин Гуревич, адвокат: «В случае же, если у Вас стоит видеорегистратор, и Вы, не разобравшись в дорожно-транспортной ситуации, передаете запись инспектору, то это может, безусловно, сыграть с Вами злую шутку».

Во всех машинах ГИБДД с недавних пор видеорегистраторы снимают не только то, что снаружи, но и то, что внутри. Это и защита сотрудников, и борьба с коррупцией одновременно. На кадрах записи с одного из таких устройств видно, как водитель-нарушитель пытается дать взятку, а инспектор не берет.

В Нижнем Новгороде камерами, направленными в салон, оборудовали даже машины маршрутного такси. Владельцы таксопарка, несмотря на стоимость оборудования, посчитали это выгодным. Рейсы стали практически безаварийными, да еще и прибыли больше приносят.

Ринат Панин, заместитель директора по развитию компании маршрутных перевозок: «Камера дисциплинирует. Дисциплинированнее стали кондукторы. Порой, может быть, они не утаивали, а может быть, было лень подойти к пассажиру, обслужить».

Это раньше, говорят, на 13-м маршруте часто случались драки, карманные кражи и пьяные дебоши. И водители, и пассажиры злые были, потому что регистраторов в салонах не было. Зато теперь все вежливы, улыбчивы и спокойны — никому не хочется предстать перед камерой в неприглядном виде. Сторонники автоматической системы фиксации считают, что и на дорогах должно стать безопаснее. Замечено, что водители уже сейчас, приближаясь к местам, где установлена видеотехника, снижают скорость.

Читайте также