Жители Германии готовятся отмечать день воссоединения

02.10.2020, 20:06

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Видео программы «Сегодня»

Жители ФРГ готовятся к празднованию судьбоносной даты: 30 лет назад объединились две Германии — Восточная и Западная. Это стало возможным благодаря позиции тогдашнего советского руководства и политики разрядки, которая привела к прекращению эпохи холодной войны.

Самым счастливым днем для немцев называют в Германии День немецкого единства, отмечаемый 3 октября. Но фактически это была ночь со 2 на 3 октября 1990 года, когда к площади перед Бранденбургскими воротами и к зданию рейхстага начали стягиваться огромные массы людей — всего тогда насчитали миллион жителей Берлина. Ровно в полночь поднялся флаг и прозвучал исторический гимн Германии, национальный гимн ФРГ. У ГДР были свои флаг и гимн, отныне недействующие.

Хотя официально и принято говорить о немецком объединение или воссоединении, на самом деле это было присоединение ГДР, включение шести ее вновь образованных земель, включая Берлин, в состав ФРГ на основе конституции ФРГ от 1949 года. Так было и скорее и легче: путь от так называемого падения Берлинской стены 9 ноября 1989 года к моменту слияния двух частей Германии был пройден стремительно — всего за 329 дней и одиннадцать месяцев.

Владимир Гринин, президент общества «Россия — Германия», в 1990 году советник посольства СССР в ГДР: «Именно в среде населения тяга к какому-то сближению, достижению единения была очень значительная, очень сильная. Причем как в гэдээровских кругах, так и в ФРГ. Но в большей степени даже в гэдээровских».

Восточные немцы, толпами устремившиеся на Запад, получившие возможность увидеть собственными глазами жизнь там и тамошнее благосостояние, восторженно восприняли новый лозунг оппозиционных режиму Хонеккера сил: вместо «Мы — народ» теперь звучало «Мы — единый народ». Правившая партия немецких коммунистов СЕПГ была переименована в «Партию демократического социализма», прежнее ее руководство ушло, позже сотни «бывших», включая Хонеккера и его наследника Кренца, получат тюремные сроки.

Новый премьер ГДР Ханс Модров сразу же предложил Бонну некое договорное сообщество с элементами конфедерации, что канцлер Коль дополнил словами о быстром достижении единства. Ситуация в ГДР и ее экономика ухудшались, армия и полиция были деморализованы, что привело в середине января 1990-го к штурму в Берлине штаб-квартиры «Штази» — Службы государственного безопасности ГДР, в результате были похищены секретные дела и архивы.

В самом начале германского перелома советское руководство и слышать ничего не желало об объединении, но на фоне этих событий во время приезда Гельмута Коля в Москву в начале февраля Горбачёв неожиданно сменил позицию. Прорывом назвали в ФРГ согласие Горбачёва на то, что вопрос будет решаться самими немцами. В марте в ГДР прошли досрочные выборы в парламент, к власти пришли близкие к правящим партиям ФРГ силы во главе с адвокатом Лотаром де Мезьером, а 1 июля в республику пришла твердая марка ФРГ — немецкая марка. С этого момента пути назад в объединительном процессе уже не было, и Горбачёв пару дней спустя дал согласие на членство объединенной Германии в НАТО и на вывод в течение четырех лет Западной группы войск. На вывод войск советская сторона просила 18 миллиардов марок, немцы предлагали 11, сошлись на 12 плюс три миллиарда беспроцентного кредита. Позднее Коль скажет, что в принципе был бы готов заплатить и 100 миллиардов.

Читайте также