Масленников гениально усмехнулся над Англией

26.10.2011, 21:57

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Создатель лучшей экранизации о Шерлоке Холмсе празднует 80-летие.

Сегодня на «Ленфильме» празднуют юбилей одного из самых известных и любимейших режиссеров — Игоря Масленникова. Фильм по роману Конан Дойла принес ему без преувеличения мировую популярность. Лучшей экранизацией картину даже признали на родине писателя.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков поздравил режиссера с 80-летием и узнал о ближайших творческих планах.

На «Ленфильме» за дверью с логотипом созданной Игорем Масленниковым студии «Троицкий мост» режиссер работает уже более 20 лет. В конце 80-х под эгидой творческого объединения снимали свои фильмы Сокуров, Рогожкин и другие мастера. Между тем путь самого Масленникова к сегодняшней славе был долгим. Несколько раз он начинал все с нуля.

Игорь Масленников, народный артист РСФСР, кинорежиссер, сценарист, продюсер: «Вся моя жизнь состоит из цепи случайностей».

В кино он попал более чем случайно. Как объясняет Масленников, ушел, когда в 67-м на телевидении окончательно закрутили гайки.

Игорь Маслеников, народный артист РСФСР, кинорежиссер, сценарист, продюсер: «Это было золотое время на телевидении. То, что называется оттепель. Мы там делали большое количество спектаклей с хорошими ленинградскими режиссерами. Потом Хрущёва убрали, и стало стремительно холодать. А я уже был главный редактор. Меня начали таскать в Смольный. Я просто плюнул и ушел».

Выпускник газетного отделения филфака работал редактором несколько лет. На фотографиях из личного архива Масленников на субботнике, строит будущий телецентр. И первый «Голубой огонек» из новой студии для общесоюзного эфира делал тоже он.

Чтобы прийти в кино, закончил высшие режиссерские курсы самого Козинцева. Чуть позже посчастливилось работать с Товстоноговым. Мэтры научили Масленникова снимать оригинально, а чутье филолога помогало ему вычислять интересные сценарии. Так молодой постановщик получил известность еще до Холмса.

Кстати, свой самый известный сериал Масленников снял вовсе не потому, что любил детективы. Его заинтересовал сценарный ход. Приключения не только великого сыщика, но и Ватсона. Масленникову как режиссеру нравилось выстраивать взаимоотношения героев, иронизировать и импровизировать с актерами до бесконечности.

Но самый главный секрет мировой популярности фильма даже не в этом. Усмешка режиссера чувствуется в Холмсе от музыки Дашкевича до художественного оформления картины.

Игорь Масленников, народный артист РСФСР, кинорежиссер, сценарист, продюсер: «Так же, как и весь фильм, пародия на английский быт. Никакой это не английский быт. „Слушайте, как вы замечательно передали Англию“. Нет. Мы замечательно передали наше представление об Англии, да еще с небольшой усмешкой».

Неанглийский юмор режиссера оценила и королева Елизавета II, которая полюбила серии про русских Холмса и Ватсона еще в начале 80-х, когда их показали по ТВ в Великобритании. Масленников вообще совершенно неожиданно находит темы.

После успеха в детективном жанре вдруг выбирает мелодраму, снимая «Зимнюю вишню». А в 78-м на экраны выходит незаслуженно забытый сегодня исторический фильм «Ярославна — королева Франции». Картина не просто трудная по съемкам. Она к тому же сделана в жанре мюзикла. Любопытная деталь. Будущий Холмс в этом кино пел голосом Боярского.

Картину про путешествие к французскому двору дочери Ярослава Мудрого Масленников снял на широкую пленку 70 миллиметров. Отечественный прокат отказался от этого формата в конце 80-х. И то, что задумывал режиссер для большого экрана, сейчас увидеть просто негде, нет проекционной аппаратуры.

Но несмотря на эту непростую ситуацию с прокатом и с финансированием, мастер и сегодня полон замыслов. О следующем проекте Масленникова известно пока только одно: в нем точно будет ирония и юмор, отсутствие которых режиссер считает признаком черной души.

Читайте также