Гениальный художник-аферист надул сотни богачей

26.10.2011, 20:45

Видео программы «Сегодня»

Талантливый художник Вольфганг Бельтрачи пошел простым путем: он много лет мастерски подделывал великих живописцев, хотя и сам мог бы стать таким.

Сегодня одаренный живописец и талантливый аферист Вольфганг Бельтрачи, сумевший одурачить крупнейшие музеи мира, аукционные дома и богатых коллекционеров, размышлял, какой он наконец за это получит срок. Приговор мошеннику и трем его сообщникам завтра огласят в суде города Кёльн.

Бельтрачи сумел заработать 16 миллионов евро, искусно подделывая работы знаменитых европейских художников прошлого века и выдавая эти картины за утерянные шедевры. Обман никто не мог раскрыть полтора десятилетия. Полотна Бельтрачи признавали подлинниками даже самые дотошные искусствоведы.

И на чем все-таки погорел Вольфганг, выяснил корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.

Вчера это очаровывало ведущих искусствоведов Германии, а сегодня уже озадачило прокуратуру. К немецким следователям на карандаш попали, казалось бы, лучшие художники начала прошлого века — Густав Климт, Макс Эрнст, Отто Дикс, Эрнст Людвиг Кирхнер — всего 14 шедевров. Стоимость каждого из них, на протяжении последних лет как бы случайно всплывавших на рынке, достигала трех миллионов евро. Пока также случайно не вскрылось: автор у этих работ один, и он, в отличие от Климта, жив-здоров.

На скамье подсудимых — Вольфган Бельтрачи, не преступник, а гений, уверены адвокаты.

Райнхард Биркеншток, адвокат: «Мой подзащитный прежде всего стремился не разбогатеть, а раскрыть свой талант. Бельтрачи научился будто перевоплощаться в того художника, в чьем стиле он писал картину. Он ведь признавался на суде, что чуть ли не в транс входил, всякий раз внушая себе, будто пишет кистью классика».

Если надо, Бельтрачи писал даже левой рукой и почти что всегда старинными красками. Лучшие эксперты ставили свою подпись под картинами, выдававшимися им за классику. А аукционные дома вроде Christie’s и Sotheby’s готовы были их продавать.

По словам самого подсудимого, на преступный путь его наставил еще в детстве собственный отец, тоже художник, реставрировавший фрески. Узрев скрытый талант в своем сыне, он поручил ему в 14 лет срисовать с почтовой открытки картину Пикассо, и первая же копия кисти юного Бельтраче оказалась безупречной, а соблазн продолжить начатое — непреодолимым.

Петер Рауэ, специалист в области авторского права: «Бельтраче надул не только экспертов, но даже такие музеи, как, например, нью-йоркский „Метрополитен“. Там висела его картина, выдававшаяся за Макса Эрнста. И вся искусствоведческая богема с восхищением ее изучала».

По легенде на рынок эти фальшивки попадали из частных коллекций неких Вернера Егерса и Вильгельма Кнопса. Лишь на суде уже выяснилось, что они приходятся дедушками Бельтраче и его жене. Он и попался лишь из-за того, что переусердствовал. На обороте одного из полотен якобы кисти художника Кампендонка придирчивый покупатель обнаружил этикетку галереи начала прошлого века, дескать, еще одно подтверждение — перед вами оригинал.

Но выяснилось, что галерея эта при жизни Кампендонка давно уже закрылась. Тайное стало явным. В числе обманутых покупателей — голливудские звезды, медиамагнаты, анонимные миллионеры. Оценив масштаб бедствия и таланта подсудимого, суд решил сузиться лишь до этих последних 14 фальшивок. Всего же, по разным данным, на рынке присутствуют от 40 до 100 с лишним подделок кисти весьма известного теперь художника.

Читайте также