«Василий Блаженный» и его тайные комнаты

12.10.2011, 21:37

Видео программы «Сегодня»

Много нового нашли архитекторы и археологи в архисоборе в Москве. Туристам говорят о еще нескольких поводах зайти в храм Василия Блаженного.

Сегодня один из самых тиражируемых и хрестоматийных символов Москвы — собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известный как собор Василия Блаженного, открылся с неизведанной стороны. Посетителей впервые пустили в помещение подклета — то есть в лабиринты нижнего яруса храма.

В самом храме показали отреставрированные иконостасы и хоругви, находки, сделанные во время недавних раскопок, а на колокольне открыли воссозданную фасадную икону. Все это — в честь 450-летия со дня окончания строительства собора.

Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов узнал много нового.

Он всегда ходил без одежды, даже в лютый мороз, и не стеснялся выкрикивать с церковной паперти прямо в сторону Кремля все, что о нем и его обитателях думает. Таким, по преданию, был Василий Нагой — юродивый, которого боялся даже Иван Грозный. После смерти Василия, названного Блаженным, царь лично нес его гроб вместе с боярами.

Захоронили останки, впоследствии оказавшиеся нетленными, то есть мощами, рядом с храмом, строившимся рядом с кремлевским рвом в честь взятия Казани. Покровский собор, он же храм Василия Блаженного, уже много лет — главный открыточный символ и один из самых посещаемых туристических объектов Москвы, да и всей России. Казалось бы, что нового здесь можно найти. И тем не менее музейным работникам это удалось.

Татьяна Сарычева, директор филиала «Покровский собор» Государственного исторического музея: «Стены этого помещения все время, весь советский период, как принято говорить, были забелены, и никто не знал, что они все снизу доверху покрыты замечательной росписью. Реставраторы считают, что весь собор в XVIII веке был покрыт орнаментами, выполненными очень тонкой технике. Это сухие краски, которые замешивались на осетровом клее».

Все это в общих чертах восстановили, хотя уже и без осетрового клея. Из нескольких комнат на первом ярусе убрали подсобки, и теперь представляют их в качестве новооткрытых подклетов с уникальной кладкой времен Ивана Грозного. Тут же монеты, пуговицы и даже погремушки, найденные при раскопках вокруг храма. Жемчужина, чудом сохранившаяся в земле, головные женские уборы с серебряными нитями.

Андрей Рейнер, главный художник экспозиции: «Здесь минимальный свет на них дан, даже хоть и светодиодный. Здесь вообще новые светодиодные технологии применены во всей новой экспозиции — ни одной галогенной лампы, ни одной люминесцентной. У него пониженный спектр будет фиолетовый».

На научной конференции в честь 450-летия собора много раз повторяли: это не просто туристическая приманка, а прямо-таки национальный символ России, даже метафора ее политических традиций, когда фасад роскошен, а внутри — множество тайных комнат, извилистых переходов и купленных на Западе технологий, выдаваемых за свои.

Татьяна Сарычева, директор филиала «Покровский собор» Государственного исторического музея: «Израиль сейчас рассматривает точку зрения, что все-таки Покровский собор построен не Постником и Бармой, а западноевропейскими мастерами или, возможно, с их участием. Действительно, здесь очень много инженерных приемов, которые дотоле не были известны на Руси».

Но самая заметная со стороны инновация в соборе — фасадная икона. До 2007-го она была здесь, написанная на доске. Но потом ее признали хрупкой и перенесли внутрь, только теперь заменив копией, нарисованной на штукатурке. Реставратор, правда, настаивает, что это не копия, а список — то есть копия, сделанная с душой.

Юрий Миронов, художник-реставратор: «Копию можно понимать, как стопроцентное копирование. Но поскольку очень много было утрат, то здесь это копирование не получалось. Поэтому мы называем это списком все-таки».

Музейщики убеждают: даже если вы много раз бывали в этом храме, теперь есть повод сходить еще раз. Ведь Россия — страна с непредсказуемым прошлым, и в архитектуре это тоже заметно.

Читайте также