В послереволюционный Египет вернулось массовое насилие

10.10.2011, 20:56

Видеосюжет: Павел Матвеев
Видео программы «Сегодня»

Свержение Хосни Мубарака не помогло египтянам справиться со своими бедами. В Каире за минувшую ночь погибли 36 человек, счет раненым идет на сотни.

Сегодня стало окончательно ясно, что мир, воцарившийся было в Египте после февральской революции, не прошел проверки на прочность. Сразу несколько городов содрогаются от массовых беспорядков, временами переходящих в боевые действия. В Каире за минувшую ночь погибли 36 человек. Счет раненым идет на сотни.

Поводом к бунтам стал снос недостроенной христианской церкви в провинции Асуан. На улицы вышли тысячи коптов — египетских христиан, схлестнувшихся сначала с мусульманами, а потом и с армией. Называть конфликт религиозным наблюдатели, однако, не спешат. Как выяснил корреспондент НТВ Павел Матвеев, помимо повода есть и причина, а она, судя по всему, куда серьезней недостроенного храма.

Агрессивная атмосфера вернулась на каирские улицы триумфально. Когда в феврале после битв и погромов египтяне свергли-таки президента Мубарака, и одним казалось, что теперь-то все будет тихо и спокойно, другие предостерегали — вам только кажется. И, увы, оказались правы. Возврата к насилию долго ждать не пришлось. В августе грабили посольства внешнего врага — Израиля, теперь снова принялись друг за друга.

Реальность сегодняшнего Египта однозначно описать не получится. Каир так вообще город контрастов. У тех, кто ночью спал на окраине, все хорошо. Те, кого в центре давили колесами боевых машин, вряд ли под этим подпишутся. 10 тысяч человек не выходят на улицы просто так, и столько крови просто так не льется.

Протестующие уверяют, что выражать гнев и обиду собирались мирно. Но то обычно до первого выстрела, а он — дело времени, когда с одной стороны напирают возмущенные христиане, с другой — разгоряченные мусульмане, а с третьей вклиниваются бойцы военной полиции.

Житель Египта: «События минувшей ночи явно кто-то инспирировал. Невидимая рука, которая толкнула толпу на все это, и эта невидимая рука явно из-за рубежа».

Искать злодея в чужом отечестве вполне по законам жанра. И для тех, кто просто не может поверить, что на такое способен сам твой народ, и, естественно, для властей, которые контроль над своим народом либо теряют, либо изначально не в силах обрести.

Исам Шараф, премьер-министр Египта: «Главной угрозой нашей безопасности являются попытки разрушить единство нации, попытки посеять раздор между мусульманской и христианской общинами. Также наши враги делают все возможное, чтобы вбить клин между египетским народом и египетской армией».

Конфликт между мусульманами и коптами начал тлеть еще два месяца назад. В Асуане стали реставрировать христианскую церковь, что не понравилось мусульманской общине. Договориться не смогли, в конце сентября три тысячи мусульман пришли к церкви и сожгли ее при молчаливом согласии губернатора, заявившего, что разрешения на реставрацию он не давал. Хотя все бумаги у коптов были. Губернатор попросту соврал.

Реакция мусульман вообще показательна. Именно она не дает назвать ночные события в Каире межконфессиональной бойней. Да, часть приверженцев ислама избивала коптов и жгла машины, но есть и другая часть, как минимум не менее многочисленная.

Житель Египта: «Я вообще мусульманин. Когда я узнал, что на площади Тахрир бьют людей, я бросился туда на подмогу. Потому что не важно, к какой вере принадлежат те, кого избивали и убили».

У бессмысленной жестокости военных есть объяснение. Они просто не справились с бушующими согражданами, не знали, как еще остановить безобразие на этой стадии, после того как власть не смогла остановить их в зародыше. Эйфория от свержения Мубарака, виновника всех египетских бед, прошла. И выяснилось, что Мубарака нет, а беды остались, и с ними по-прежнему надо что-то делать, причем желательно до наступления следующей ночи.

Читайте также