Под землей в лесу нашли военный самолет

08.10.2011, 21:34

Видео программы «Сегодня»

Большой самолет с цифрой «43» обнаружили поисковики под Смоленском. Он целиком ушел под землю и пролежал там почти 70 лет.

Сегодня в лесу деревни Волково Смоленской области начались раскопки на месте, где уже почти семь десятилетий лежит под землей военный самолет. Как предполагается, он был сбит осенью 43-го, когда Советская Армия освобождала западную часть Смоленской области.

Об этой военной реликвии поисковикам рассказали деревенские жители, которые пытались выкопать самолет самостоятельно, но только отломили хвостовую часть, которая потом бесследно исчезла.

Корреспондент НТВ Гарри Княгницкий наблюдает за раскопками.

Тонны земли, кубометры воды. Где-то под ними — сбитый во время войны самолет. Какой именно, пока непонятно.

Игорь Лакеенков, командир поискового отряда: «Не знаю, вскрытие покажет. Но я думаю, что не меньше „ила“ что-то. Большой».

Его размер поисковики примерно определили по диаметру воронки. А то, что самолет советский, поняли по фрагментам конструкций, поднятым с небольшой глубины.

Игорь Лакеенков, командир поискового отряда: «Наша краска. Видно сразу, что самолет наш, советский».

На западе Смоленской области, в километре от российско-белорусской границы работают два десятка человек — представители поисковых отрядов «Штандарт», «Чека» и «Эдельвейс. Поиск». О сбитом самолете они узнали от жителей близлежащей деревни Волково. В конце 60-х один из местных уже пытался вытащить машину из-под земли при помощи трактора.

Игорь Лакеенков, командир поискового отряда: «Он ему, как обычно, сдернул хвост, но это всегда так: деревенские подъезжают на тракторе, хвост обвязывают, и, потому что при ударе деформация происходит по фюзеляжу, хвост отрывают».

Это осложнило задачу поисковикам, но их миссия не стала невыполнимой. Ковш экскаватора на что-то наткнулся.

Посиковик: «Полагаем, что это — коврик у пилота под ногами».

Проходит четыре часа, котлован становится все глубже. Помпы, откачивающие воду, забиваются грязью и листвой. Вдруг из грязной жижи что-то блеснуло.

Поисковик: «Фюзеляжа кусок».

Оказалось, не фрагмент фюзеляжа, а, скорее всего, металлическая рама от «фонаря» — так на языке авиаторов называется колпак, закрывающий кабину пилота. Скоро находят патрон.

Поисковик: «Не стреляный еще. Фрагменты ленты видны».

Цифра «43» в нижней части означает год изготовления, говорят следопыты — 1943-й. Тогда-то, по версии поисковиков, возможно и был сбит самолет. Ведь осенью 43-го здесь шли ожесточенные бои. В ходе Духовщинско-Демидовской операции Красная армия освободила западную часть Смоленской области и вошла в Белоруссию. Наступление сопровождалось активной поддержкой авиации.

Металлоискатель показывает, что под группой людей — множество металлических фрагментов. Но крупной цельной конструкции, скорее всего, нет. Впрочем, целостность самолета для поисков почти не имеет значения.

Александр Орлов, поисковый отряд: «Нас не интересует сам самолет, как таковой. Нас интересуют пилоты. Больше ничего не интересует. Нам нужно найти их, чтобы восстановить имя, опять же, это наш священный долг».

Чтобы его выполнить, важно найти мотор. Судя по масляным пятнам на воде, где-то, уже не очень глубоко находится двигатель. По номеру мотора поисковики смогут установить, какой именно самолет был сбит, а самое главное — кто пилот. Если останки здесь, значит, летчики погибли, а не пропали без вести, как считали их родственники последние шесть с лишним десятилетий.

Шансы обнаружить останки до наступления темноты равны нулю, говорят поисковики. Слишком уж глубоко в землю вошел самолет.

Читайте также