В Суоми привезли лучшие финские пейзажи из России

06.10.2011, 17:49

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В финском городе Котка проходит выставка картин Ильи Репина. Экспозицию представляет Русский музей и Академия художеств.

В Финляндии открылась выставка Ильи Репина. В городе Котка представили работы самого мастера и его учеников. Все холсты — из коллекции Русского музея. На открытии присутствовал директор музея Владимир Гусев и ректор академического института живописи имени Репина Семён Михайловский.

Также была проведена видеоконференция с петербургскими коллегами и подписан договор о сотрудничестве между Академией художеств и мэром Котки. В его рамках петербургские педагоги продолжат обучать финских студентов основам классического изобразительного искусства.

О том, что связывает Репина и Финляндию, — в репортаже корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

Небольшая выставка работ Ильи Репина и его учеников подбиралась хранителями коллекции Русского музея по-особому. Здесь в современном выставочном комплексе в Котке не просто знакомые многим ценителям полотна. Экспозиция открывает несколько забытый период работы художников, объединял которых Репин. И именно в его эпоху Россию и Финляндию связывали многочисленные совместные творческие замыслы, выставки.

Хенри Линделев, мэр г. Котка: «Конечно, если совсем правильно говорить, то Репин, несомненно, — русский художник. Но здесь есть и доля правды у тех, кто говорит, что он финский. Потому что он очень много времени прожил на Карельском перешейке. Он рисовал территории, которые принадлежали Финляндии, финские пейзажи, самих финнов».

Эскиз знаменитой картины «Зал заседаний Государственного совета», но без сановников — как гимн бюрократии. Эмоционально оказался сильнее финального гигантского полотна. Так называемый скелет композиции еще и повествование ее создания. Репин писал картину вместе с Кустодиевым и Куликовым.

И именно на гонорар, полученный от этой работы, художник построил себе дачу тогда в финской Куоккале, теперь — поселке Репино. Изучая творчество того периода, внимательный зритель уловит и другие настроения, царящие тогда в среде русских художников.

Владимир Гусев, директор Русского музея: «Висит картина „Какой простор“, а рядом — „Трудовик“. „Какой простор“ написан пожилым художником, который ждал революции, каких-то перемен. К сожалению, потом революция обманула ожидания не только Репина, но и многих. Он 30 лет провел в Финляндии. Он не согласился возвращаться в советскую Россию. И многое связывает его с этими местами».

Но еще в царской России Репин объединил своих учеников стремлением к натурной живописи. После реформы в Академии художеств открылась мастерская, в которой Малявин, Рерих, Фешин, известные теперь финские художники увлеченно познавали путь к свободе в творчестве.

Семён Михайловский, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина: «„Это был счастливый период жизни академии. Тогда вуз перешел от классической формы преподавания к свободной. От жанровых классов перешли к мастерским. И этот период в конце XIX века был очень счастливым. Это был переход к свободной живописи“.

Учить писать с натуры продолжают в Котке современные педагоги академии. Утерянная в свое время реалистическая школа в Финляндии лишает сегодня ее художников профессионального мастерства. Ежегодно курс классического изобразительного искусства университета Кюменлааксо собирает 15 слушателей.

Юрий Киргизов, мастер творческой мастерской графики Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина: Сразу нужно обозначать правое и левое ребро относительно срединной линии. Оно сразу вытягивает нарисованное на нас. Для нас основная проблема — объем. Мы должны все время идти от объема».

Курс анатомии продлится три недели. Последовательно студенты будут изучать искусство пейзажа, обнаженной натуры. И всегда их будут учить ставить глаз: видеть детали, тени, линии, объемы, все то, на что нехудожник даже не обратит внимание.

Так, Кристина Эло открыла для себя мир натюрморта, насыщенный самыми неожиданными предметами и яркими красками. В этом году она второй раз поедет на выставку современного искусства в Париже.

Кристина Эло, художник: «В работе над натюрмортом много всего нужно учесть. Прежде всего, умение видеть и наблюдать за моделью. Видеть взаимосвязь между цветами, предметами, следить за композицией».

Для слушателей принципы рисования школы Ильи Репина и сейчас почти догма. И вовсе не потому, что они учатся в Repin Institute. Мастера называют великим педагогом, способным помогать расти духовно и финско-русским творцом.

Сам художник находил в этой стране очарование и комфорт, наслаждался природой, черпал образы для творчества. Финляндия отвечала признанием и высшей оценкой благородства. Но мастер не любил, когда эта признанная гениальность мешала человеческому общению.

Репин восхищался Финляндией. Она его вдохновляла и давала ощущение умиротворения. Художник ценил культурные традиции страны и старался не быть здесь посторонним. В 1919 году он подарил Национальному музею в Хельсинки около 30 полотен из личной коллекции. В том числе и несколько своих картин.

Читайте также