Джанни Маймери прославило чувство цвета

04.10.2011, 20:38

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В петербургской Академии художеств открылась выставка известного итальянского живописца первой половины ХХ века.

Персональная выставка итальянского художника Джанни Маймери открылась в Академии художеств. Реалиста, писавшего в характерной манере для мастеров северной Италии. По мнению критиков, его работы только сейчас начинают находить признание у широкого и профессионального зрителя.

В Петербург в рамках Года Италии в России привезли живописные полотна, знаковую коллекцию рисунков и набросков, инсталляции. Все объединенные общим названием — «Чувство цвета».

Корреспондент НТВ Андрей Курицын побывал на открытии.

Античные скульптуры — постоянные обитатели выставочных залов Академии художеств — словно склонились перед полотнами Джанни Маймери. Этот итальянец не изменял классической традиции, несмотря на все сложности существования европейского художника в первой половине XX века.

Две мировые войны и фашизм Маймери предпочел не заметить. С наступлением темных времен (с приходом к власти нацистов) тихий итальянец ушел в подполье. И продолжил рисовать свою, солнечную Италию. Бесконечно экспериментируя и смешивая пигменты и краски, в поисках наиболее естественных цветов для предельно реалистичных полотен.

Елизавета Линнайнмаа, куратор выставки: «Что касается масляной живописи, конечно, используют готовые краски. А в тот период многие художники делали их сами. И вот он искал эти химические рецепты. Поэтому здесь представлена так же мастерская художника».

Фартук, небрежно брошенный на стул, создает эффект присутствия. Словно мастер лишь ненадолго отлучился. Как это было в марте 45-го, когда последний удар авиации союзников по Милану превратил его мастерскую в руины. Но Маймери выжил и как ни в чем ни бывало продолжил рисовать.

Экспериментировал не только с красками, но и основами. Пробовал писать на картоне, фанере, карбонате и шерсти. Между делом создал трактат о чувстве цвета, а затем неожиданно для всех выдал серию черно-белых рисунков. Крадущийся Игорь Стравинский и затаившийся Сергей Прокофьев. Маймери никогда не был знаком с ними лично. Динамичные образы он рисовал со своей дочери.

Елизавета Линнайнмаа, куратор выставки: «Коллекция набросков „Музыканты“ выполнена карандашом и углем. У него дочь — потрясающая пианистка. И когда она выступала в „Ла Скала“, у него была возможность наблюдать за ней и в то же время делать зарисовки знаменитых музыкантов».

Джанни Маймери был не только великим художником, но и известным градозащитником. Когда в 1929-м миланская мэрия решила засыпать те каналы, которые проектировал еще великий Леонардо, Маймери собрал друзей-художников, они рисовали эти каналы, устроили большую выставку. Правда, каналам это не помогло. Один из них все же был засыпан и, получается, теперь остался только на этих набросках.

Внук и полный тезка, тоже Джанни и тоже Маймери, выглядит немного растерянным. На картины дедушки смотрит как в первый раз. Возможно, потомка впечатляет масштаб выставки. В шести залах организаторы собрали сотни работ.

От продолжателя семейного дела, в первую очередь, хотели услышать секрет производства дедушкиных красок. Но скромный итальянец отшучивается: мол, родная Ломбардия издавна славится своим сельским хозяйством и маслами. Прибавьте к этому южный темперамент — вот и весь секрет.

Джанни Маймери, внук художника: «Тайна в том, что эти краски сделаны из хорошего масла и с хорошими пигментами. А еще важно иметь в сердце необыкновенную страсть, которой не обладают все остальные».

Говорят, сейчас потомки художника пытаются получить краски, которые не теряют своего цвета при создании цифровой копии полотна. Но еще неизвестно, одобрил бы или нет сам дедушка эти инновации.

Джанни Маймери, как известно, одинаково игнорировал и социально-политические, и научно-технические вызовы своего времени. В эпоху расцвета машинной печати, словно наплевав на здравый смысл, афишу своей фирмы написал сам маслом на холсте.

Читайте также