Моряки спасли мир от подводного Чернобыля

03.10.2011, 16:51

Видеосюжет: Николай Булкин
Видео программы «Сегодня»

В Петербурге почтили память моряков атомной подлодки К-219, потерпевшей аварию в 1986 году.

На полуденной службе в Никольском морском соборе Петербурга сегодня звучали имена погибших подводников из экипажа К-219. Авария на этой субмарине едва не обернулась океанским Чернобылем. С того страшного дня прошло 25 лет, 20 было их главному герою. Вместе с моряками К-219 эту историю вспоминал корреспондент НТВ Николай Булкин.

Основные материалы о гибели подводной лодки К-219 до сих пор под грифом «секретно». И нет однозначного суждения о взрыве на атомной подводной лодке. Но члены экипажа, выжившие тогда, сегодня на торжественной панихиде говорили о том, что погибшие моряки-подводники ценой своей жизни предотвратили еще большую трагедию.

Панихида в Николо-Богоявленском соборе Петербурга собрала не так уж много людей. События 25-летней давности вспоминают члены экипажа субмарины, друзья, родные погибших и те, кто принимал участие в спасении подводников. Кажется, слова батюшки сегодня были особенно важны для собравшихся.

Отец Дионисий, священник Николо-Богоявленского морского собора: «Присутствие этих подводных кораблей, присутствие военного контингента, столь мощного и столь внушительного, в этом регионе было просто необходимо. И воины-моряки выполняли свой долг, долг воинский».

Кадры подводной лодки, снятые американскими военными в Атлантике в те дни в октябре 1986 года, — это уже почти финал трагичной истории. На корпусе всплывшей подлодки видны пробоины от взрыва баллистической ракеты на борту.

Терпящую бедствие в Атлантическом океане советскую подводную лодку пытаются отбуксировать советские суда. Несколькими часами ранее на субмарине произошел взрыв в одной из шахт, где находилась ракета, возник пожар и через некоторое время появилась реальная угроза уже атомного взрыва.

Заглушить реактор с пульта управления не удалось. И членам экипажа, а именно офицеру Беликову и матросу Приминину, пришлось делать это вручную, зайдя в реакторную камеру. Приминин погиб.

Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников: «Если бы они бросили корабль, не вели эту борьбу за живучесть, бросили бы два реактора, оставшиеся 15 ракет, мог произойти катастрофический взрыв и ракет, и повреждение реакторов, и серьезная ядерная авария, которая сравнима с Чернобыльской катастрофой».

Всего в результате взрыва и последующей борьбы за живучесть корабля погибли четыре подводника (офицер и трое матросов). Вокруг подводной лодки, которая еще оставалась на плаву, долго патрулировали американские корабли, позже подошли советские суда. Лодку попытались отбуксировать, но вскоре было принято решение экипаж высадить, на борту оставался лишь один капитан.

Геннадий Катульский, командир дивизиона движения К-219: «У меня ужас и мурашки бежали по телу от осознания того, как сейчас командиру на этой пороховой бочке с зажженным фитилем одному находиться».

Одим из погибших тогда был офицер Александр Петрачков. Его сын Сергей тоже стал подводником, но до сих пор хочет разобраться во всех деталях той трагедии, ведь многое для него остается неизвестным.

Сергей Петрачков, сын Александра Петрачкова: «Я помню прекрасно уход отца в море. Я могу сказать только одно: когда он уходил, был явно не в восторге от того, какую матчасть получил».

Известно, что подводная лодка К-219 затонула на глубине свыше пяти километров. После панихиды члены экипажа и родственники погибших поставили свечи рядом с памятной доской, где написаны имена моряков, для которых боевое дежурство на К-219 стало последним.

Читайте также