Скончалась создатель главного секс-символа СССР

29.09.2011, 23:20

Видеосюжет: Иван Трушкин (Иван Трушкин)
Видео программы «Сегодня»

Режиссер «17 мгновений весны», народная артистка Татьяна Лиознова скончалась на 88-м году жизни.

Этим вечером стало известно о смерти Татьяны Лиозновой. Она скончалась на 88-ом году жизни в одной из московских больниц. Ученица Сергея Герасимова, Лиознова еще в молодости сделала рискованный выбор, решив посвятить всю жизнь мужской профессии кинорежиссера, потом не раз доказала, что в этой жесткой профессии она достигла настоящих высот, сняв очень разные по жанру картины, которые, впрочем, объединяет одно — они любимы зрителями разных поколений и потому их смотрят и будут смотреть снова и снова. Рассказывает корреспондент НТВ Иван Трушкин.

Она поступила на серьезную, как убеждала мама, специальность инженера, но не проучилась и семестра, поняла — не ее, и в 1943-м ушла во ВГИК, на курс Сергея Герасимова. Татьяну Лиознову суровый наставник вскоре попытался отчислить, не хватает, мол, девочки жизненного опыта, чтобы кино снимать, но, посмотрев ее работы, передумал и позвал помогать ставить «Молодую гвардию». До всесоюзной славы «Трех тополей на плющихе» было еще больше 20 лет.

Лиознова всегда твердо знала, чего хочет от актеров. Даже когда они импровизировали, от замысла своего не давала отходить ни на шаг. Но готова была терпеть их тяжелый характер, как в случае с Татьяной Дорониной, если знала — лучше никто не сыграет.

Лиознова говорила, что актер на площадке должен быть человеком и не отступила от своего убеждения, снимая «Семнадцать мгновений весны». Она сделала из Вячеслава Тихонова секс-символ, не подходящий ни под один современный стандарт. Герой у Лиозновой не раздевается, никого не соблазняет и стреляет за все 12 серий всего в одном эпизоде. Ему достаточно просто размышлять в кадре. После «Семнадцати мгновений» она получила 12 мешков писем и прочитала их все до единого.

Но фольклором разведчике Исаеве Лиознова не интересовалась принципиально. Штирлиц из анекдотов, забывающий снять буденовку в бункере Гитлера, — это уже не ее герой, хотя от зрителей — высшее признание.

Лиозова в каждом фильме кропотливо прививала зрителю свой музыкальный вкус и никогда не ошибалась. Так было и с ее любимым «Карнавалом», где режиссер стала еще и автором сценария. Вслед за Ириной Муравьевой, для которой эта картина стала бенефисом, песню «Позвони мне, позвони» напевала вся страна. А Лиознова потом призналась, что это кино о ее отношениях с матерью.

Она перестала снимать с 1986-го. В новой стране, как она считала, ее герои уже не нужны. А в немногочисленных интервью на повторявшийся вопрос, в чем ваш секрет успеха, неизменно отвечала: «Просто любви к актерам. Этого вполне достаточно».

Татьяну Лиознову похоронят в субботу на Донском кладбище рядом с матерью.

Читайте также