«Новые дворяне» борются с коммунальщиками

27.09.2011, 19:59

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Единственную в Ленобласти восстановленную из руин усадьбу «Марьино» в канун ее 200-летия показали журналистам. Репортерам рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются нынешние владельцы имения.

Сегодня в усадьбе «Марьино» встречали необычных гостей. Вместо постояльцев, которые обычно гостят здесь и знакомятся с дворянским бытом, хозяева имения Строгановых-Голицыных пригласили журналистов.

Репортерам решили показать результат многолетней реконструкции. Объем работ действительно впечатляет, особенно если учесть, что все это воссоздано по рисункам.

Корреспондент Андрей Курицын отправился в усадьбу. Репортаж НТВ.

Три года назад вместо дома здесь были одни руины, пруд больше напоминал болото. Но, несмотря на годы разрухи, дух времени в усадьбе «Марьино» сохранился, — уверяет Вера Цалабанова. В родовом имении Строгановых-Голицыных в пору его расцвета было замечено немало известных людей.

Вера Цалобанова, хранитель усадьбы: «Сюда приезжали Глинка, потом уже в 70-х годах XIX века был Чайковский. Он-то как раз под впечатлением ее жилых парадных помещений и написал оперу „Пиковая дама“».

Княгиня Наталья Петровна Голицына. Владелица усадьбы стала прообразом заглавной героини «Пиковой дамы». В бывшем дворянском доме ее портрет висит на почетном месте. Но картина — лишь копия, а интерьер — попытка воссоздать настоящую обстановку комнаты легендарной хозяйки усадьбы. Впрочем, экспертов этот новодел вполне устраивает.

Анатолий Кирпичников, председатель отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ленинградской области: «Основа здесь подлинная. Нельзя сказать, что это новодел. Строятся здесь разрушенные корпуса, это небольшое вкрапление. Интерьер здесь воссоздан: картины, зеркала, мебель. Ничего тут, конечно, не сохранилось».

Сейчас это единственная среди бывших «дворянских гнезд» в Ленинградской области — полностью восстановленная каменная усадьба. Если присмотреться, можно различить за деревьями ее характерную полукружную форму.

Спроектировал Марьинскую усадьбу автор Казанского собора в Петербурге Андрей Воронихин. Но рисунки мастера не сохранились. Облик имения пришлось искать в художественных произведениях.

Усадьбу «Марьино» реконструируют не по чертежам — по копиям акварелей XIX века. Именно реконструируют, а не восстанавливают. В советское время большинство объектов в парке было утеряно. Например, вместо уникальной арочной переправы был построен железобетонный мост.

После революции дворянское имение не раз сменило свое назначение. Здесь базировался горно-геологический институт, позже — в годы блокады Ленинграда — немецкий госпиталь. Позднее советское время оставило на садово-парковом ансамбле своеобразный отпечаток в виде тепломагистрали.

Сейчас она — главный предмет судебного спора между коммунальщиками и владельцем усадьбы. По его словам, тепло по трубе получают еще поселок и школа, а счета выставляют только «новым помещикам».

Два суда владелица имения уже проиграла, но не унывает. И готова не только к борьбе с коммунальщиками, но и к переговорам с местными властями.

Галина Степанова, владелица усадьбы: «Есть другая задача, которую мы хотели бы решить и самостоятельно не решим, — это перенос дороги. Сейчас та автомобильная дорога, которая проходит вдоль всей парадной части дворца, разделяет парк на две части. Здесь у нас новый, а старый парк находится за дорогой. И если эту дорогу перенести на ее историческое место, которое еще в 1811 году было обозначено на картах, то мы решили бы проблему».

Но планы по восстановлению имения «Марьино» в его исторических границах еще далеки от воплощения. Власти своего согласия на перенос автомагистрали пока не дали.

Читайте также