Швейцарец открыл дом престарелых для деревьев

25.09.2011, 16:58

Видео программы «Сегодня»

В швейцарской глубинке открылся необычный музей — здесь выставлены древнейшие деревья со всей Европы.

В Швейцарии открылся эксклюзивный курорт для патриархов растительного мира. За его официальным названием — Музей деревьев — скрывается настоящее произведение садового искусства и приют для столетних пиний и кипарисов.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг оценил новое творение знаменитого мастера ландшафтов, создавшего по всему миру сотни садов для монархов, олигархов и прочих знаменитостей.

Таких музеев, как этот в швейцарской глубинке, нет нигде на планете. Но первые гости — из соседней деревни. И явно сбиты с толку. Они помнят, как на этом же месте еще три года назад был пустырь. Ну а теперь — сады Семирамиды с древнейшими деревьями. Если верить табличкам у экспонатов, каждому из них не меньше ста лет. Секрет раскрывает владелец: это не чудеса ботаники, а дело техники.

Энцо Энеа, ландшафтный архитектор: «Это собрание деревьев, которые я за последние 20 лет пересаживал со всей Швейцарии. Для меня важно, чтобы дерево, растущее 100, а то и 150 лет, не было срублено из-за того, что оказалось на пути нового здания или автодороги. Нельзя лишать его шанса прожить еще столько же, ведь это убийство».

Так швейцарец Энцо Энеа стал известен односельчанам как спаситель деревьев. В других странах его знают как одного из самых успешных и дорогих ландшафтных архитекторов. В числе клиентов Энцо Энеа, например, Тина Тёрнер или не желающий себя называть житель деревни Жуковка на подмосковной Рублёвке.

Но то его бизнес, а это — чистая страсть. Музей деревьев — это даже звучит как-то не по-русски и не по-немецки. Но все это и вправду больше похоже не на ботанический сад, а на выставку. Столетние растения выставлены словно скульптуры. Причем не с природной, а с геометрической точностью. В итоге в этой галерее за каждым новым поворотом открывается новый экспонат. А чтоб ценителей искусства ничто не отвлекало, каждый из этих шедевров еще и тщательно обрамлен.

Энцо Энеа, ландшафтный архитектор: «Если вы с этой точки посмотрите вдаль, вам откроется вид на ту чудесную пинию, ей, кстати, 150 лет. Стоит пройти три метра влево, перед вами иной пейзаж — сосны и можжевельник, наконец, еще пара шагов и за той дальней аркой — и уже виднеются кедры с каштанами. Мы все рассчитали — и зрительную дистанцию, и чтобы кроны деревьев сочетались друг с другом».

Впрочем, это курорт не только для посетителей, но и для экспонатов. Многие немолодые деревья надо еще обеспечить подземным водоснабжением, выбрать для каждого нужную почву и предсказать, как они будут расти спустя годы. Безыскусная природа подчиняется искусству — математике.

Крестин Фогт, специалист по ландшафтной архитектуре: «Важно держать в голове, где север, где юг и учитывать, как движется солнце в течение дня. Если что-то, к примеру, надо высадить с северной стороны, и тем более в тени, значит, это должны быть наименее солнцелюбивые растения».

Но все эти задачи ничто по сравнению с главной — как опровергнуть расхожее мнение, будто старые деревья не пересаживают. Вот как зимой, когда гигантские растения, скинув листву, чуть сбрасывают в весе, их не пускают на стружку, а спасают. Если надо, при помощи авиации.

Все эти годы одержимый деревьями Энцо Энеа сам ездит по стройкам новых дорог и домов, на пути у которых встала столетняя красота. Красота отвечает взаимностью.

Энцо Энеа, ландшафтный архитектор: «По своему весу, по ширине (а его крона 8 метров), этот каштан — самое крупное дерево, которое мне удалось перевезти. Транспортировать его по воздуху оказалось невозможно — слишком тяжелое дерево, 12 тонн. В итоге доставляли ночью по автомагистралям. Шоссе пришлось перекрыть».

Из сотен созданных им по всему миру садов именно этот, на малой родине, самый родной, дорогой и разорительный. Но настоящего коллекционера ничто не остановит. Зима наступит, и Энеа вновь отправится спасать ветвистых великанов.

Читайте также