Журналисты прогулялись по архитектурной Атлантиде

23.09.2011, 14:39

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургский комитет по охране памятников впервые пригласил СМИ на Ново-Адмиралтейский остров. На режимном объекте сохранились как минимум восемь памятников архитектуры.

Петербургских журналистов накануне пустили на территорию, которая оставалась закрытой в течении двух сотен лет. Представители комитета по охране памятников работали на Ново-Адмиралтейском острове.

Режимный объект, благодаря своему статусу, сумел сохранить как минимум восемь памятников архитектуры. Об их существовании известно уже 10 лет. Не исключено, что сегодняшний всплеск активности чиновников вызван решением Верховного суда, который накануне признал неправомерность планировки Ново-Адмиралтейского острова, а перенос моста — незаконным.

Уникальные кадры недоступной до сих пор территории — в репортаже корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

Наверное, даже не все ценители старого города знают, что камерная Галерная улица не заканчивается на перекрестке с Адмиралтейским каналом, а продолжается. Но по территории, всегда скрытой от глаз. И не только простых жителей, но даже экспертов по охране памятников. Многие из участников выездного совета впервые увидели то, что уже почти 300 лет хранит Ново-Адмиралтейский остров.

На этих старых промышленных площадях — восемь выявленных еще в 200 году памятников. И если бы у самих исследователей не возникло сомнений относительно некоторых объектов, стоит ли включать их в единый реестр, может, и не увидел бы никто шедевров этого исторического комплекса. Пусть и изрядно видоизмененного, но не потерявшего аутентичности.

Больше других от поздних перестроек пострадала здесь главная корабельная мастерская — когда-то доминанта завода. Теперь даже эксперты с трудом находят в ней элементы ампира. И с грустью признают, что подлинность этого здания сохранилась лишь фрагментарно.

Борис Кириков, один из авторов экспертизы, член Совета по сохранению культурного наследия: «Осталась конфигурация, 1-й этаж и объем башни, утонувшей внутри нового массива здания. В ХХ веке здание было надстроено на три этажа. Надстройка носила утилитарный характер без признаков архитектурной композиции. Просто наращивался объем».

Время и прогресс пощадили каменные эллинги, в одном из которых строили легендарный крейсер. Внутри, где за столетия изменилась конфигурация перекрытий, четко читаются арочные проемы, витражи. И тут нет никаких разногласий. Эти постройки представляют ценность и должны быть сохранены после реставрации.

К такому же мнению пришли эксперты после осмотра уникальных металлических сараев, привезенных на остров из Англии в середине XIX века. Имея сегодня непривлекательный ржавый вид, они все же хранят редкую систему конструкций и обшивки.

Маргарита Штиглиц, один из авторов экспертизы: «Это такой пример раннего сборно-разборного метода конструирования и строительства. Они в ужасном состоянии. Но, по крайней мере, прочитывается стеклянный витраж, виден характер наружных стен — легкие штампованные профилированные листы. И внутри хорошие конструкции сохранились».

Есть на территории завода здания, которые если и были испорчены архитектурными наслоениями, то несмертельно. Это касается Нарядного дома. Объемы строения увеличились, но образ сохранился.

А вот бывшая кузница оказалась сильно искажена. Впрочем, несмотря на эти факты, предварительным решением совета было: включить все новые объекты в государственный реестр. Восторженные эксперты, увлеченные изучением неизвестных памятников, заговорили, что их тут намного больше, чем выявлено. А ведь именно эти нюансы станут основой для будущей планировки острова, который в перспективе будет новым микрорайоном Петербурга.

Вера Дементьева, председатель комитета по охране памятников: «Застройкам может быть. Вопрос, какой она должны быть. Мы увидели новые панорамы, впервые увидели, как Мойка впадает в Большую Неву, как на разверстке выглядит Горный институт. Конечно, впечатлений много».

Окончательные выводы совет сделает через две недели, осмыслив увиденное сегодня. Любопытно, что через полмесяца станут известны и результаты натурного эксперимента на Неве, когда между опорами-имитациями Ново-Адмиралтейского моста проводили суда. Эти обстоятельства дают повод задуматься: решение судьбы исторического острова и старого корабельного завода не за горами.

Читайте также