Разрушенный бизнес придется свернуть

22.09.2011, 17:20

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Чиновники пытаются лишить компенсации бизнесмена, владевшего магазином в обрушившемся дома на Лиговском проспекте, 145.

Гражданин Ливана Хусейн Слейман обратился с просьбой о помощи к губернатору Георгию Полтавченко. В письме идет речь о последствиях громкого ЧП, которое произошло по адресу Лиговский проспект, 145.

НТВ напоминает: в здании, где находилось Главное следственное управление ГУВД, в сентябре 2010 года рухнули перекрытия. И вот спустя какое-то время выяснилось, что в результате происшествия были повреждены не только служебные помещения, но еще и магазин, который принадлежал частному лицу.

Теперь комитет по управлению имуществом намерен подать иск в Арбитражный суд, с тем чтобы лишить права собственности бизнесмена. Но основании того, что его помещений больше нет. Это означает, что Хусейн Слейман рискует ничего не получить за разрушенный бизнес.

О конфликте, который может выйти на международный уровень, — в репортаже корреспондента НТВ Виктора Черногуза.

531 квадратный метр в здании на Лиговском проспекте гражданин Ливана Слейман купил в 1997 году. Именно сотрудники его магазина оказались в списке пострадавших от обрушения.

Александра Зарубина, бывший директор магазина: «Много пыли, ничего не видно, темно, невозможно дышать. Когда шум стих, мы вышли на улицу».

Вместе с перекрытиями рухнул и бизнес Хусейна Слеймана. Магазин, по понятным причинам, закрыт. Переговоры с КУГИ о выкупе тоже прекращены. Позиция чиновников: нет помещения — нет денег. А собственнику нужно было раньше продать свои квадратные метры. Переговоры о сделке начались за два года до ЧП.

Дмитрий Куракин, председатель комитета по управлению городским имуществом: «В тот момент собственник считал, что раз его о чем-то просят, значить можно из этой ситуации получить максимум. При этом было бы неплохо еще и заботиться о содержании и сохранности своего помещения. После того как здание обрушилось, нам говорить больше не о чем. Нам больше нечего у него покупать».

Ключевой вопрос в этой истории, считать ли разрушенным магазин гражданина Ливана Слеймана. У чиновников и предпринимателя по этому поводу диаметрально противоположные мнения. Обе позиции подкреплены экспертизами.

Поток взаимных обвинений продолжается уже год. Бизнесмен подозревает: его хотят лишить помещения, в котором, по планам, должен появиться спортзал для следователей.

Со стороны кажется, что на данный момент в этой истории точно установлен один факт. 1 сентября 2010 года перекрытия в восьмиэтажном здании Главного следственного управления сложились, как карточный домик. Тогда это обрушение стало ЧП общегородского масштаба.

Ответственные лица обещали во всем разобраться и обязательно установить виновного в произошедшем. Ведь именно он формально должен ответить за случившееся и, главное, компенсировать нанесенный ущерб.

Сразу после ЧП в прессе писали: перекрытия дома рухнули после демонтажа сейфов, вмонтированных в стену. У строительной компании, которая работала на объекте, свое мнение.

Андрей Змушко, генеральный директор строительной компании: «Виновата Великая Отечественная война, виноват 1913 год — время постройки здания, виноваты грунты города Санкт-Петербурга, виноват климат города Санкт-Петербурга. Но конкретного виновника я бы, на самом деле, не искал. Это здание изначально было аварийным».

И с этим, похоже, готовы согласиться официальные лица. Дело о нарушении техники безопасности при ведении работ в здании официально закрыто 31 августа. В связи с отсутствием состава преступления.

Сергей Капитонов, старший помощник руководителя ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу по связям со СМИ: «Вместе с тем выделены в отдельное производство материалы по части 1-й статьи 293-й Уголовного кодекса РФ „Халатность“ с целью установления обстоятельств обслуживания данного здания прежними его владельцами. И по результатам доследственной проверки будет принято соответственное процессуальное решение».

Юрист Миконин на днях выиграл схожий с делом Слеймана процесс у КУГИ. Разбирательства, которые шли почти три года, убедили адвоката: казалось бы, священное право собственности в Петербурге часто обрастает множеством оговорок.

Андрей Миконин, партнер юридической компании: «И суд-то не надо здесь винить. Речь не идет о защите госорганов, что госорганы выигрывают, а частные собственники нет. Речь идет о том, что бюджет таким образом можно сильно сузить и опустошить, если все требования огульно удовлетворять. Была бы страховка — было бы легче, конечно».

Страховки у ливанского предпринимателя не было. И теперь он намерен постепенно свернуть бизнес в России. Напоследок предав свою историю максимальной огласке.

Хусейн Слейман, предприниматель: «Чтобы все знали в России и за ее пределами. Особенно те, кто еще только думает вложить здесь свои деньги. Эти деньги будут здесь под вопросом».

Иск КУГИ о признании недействительным права собственности Хусейна Слеймана в Арбитражном суде начнут рассматривать через неделю. Возможно, в ходе процесса наконец выяснится, по чьей вине едва не рухнуло здание в центре города. Но вне зависимости от исхода разбирательства одного иностранного инвестора Петербург, по всей видимости, уже потерял.

Читайте также