В главном храме соединилось мирское и церковное

20.09.2011, 19:37

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

О некоторых фактах и легендах строительства Казанского собора НТВ рассказал потомок архитектора Андрея Воронихина.

Любопытно, что строительство Казанского собора было первым в истории государственным заказом. С какой стороны на самом деле главный вход в храм и почему пустуют два постамента для фигур архангелов у главной колоннады? О некоторых фактах и легендах строительства рассказал потомок архитектора собора отец Александр.

С ним встретился корреспондент Андрей Курицын. Репортаж НТВ.

Казанский собор мог быть построен по плану совсем другого архитектора. Тома де Томон, Гонзаго, Камерон тоже участвовали в конкурсе. Но победил проект Андрея Воронихина. Говорят, все решил изящный компромисс между мирским и церковным.

Тому фасаду, что смотрит на Невский проспект, Воронихин придал парадный вид — украсил четырьмя рядами колонн. Но не забыл архитектор и о втором как будто неприметном для туристов восточном входе со стороны Казанской улицы.

Именно в ту сторону обращен церковный алтарь. А вот ожидания императора Павла, что петербургский собор будет как две капли воды похож на собор святого Петра не оправдались.

Игумен Александр Фёдоров, настоятель Императорского Петропавловского собора, потомок архитектора Андрея Воронихина: «В нем есть и определенная имперская задумка, связанная с идеей императора Павла Петровича, что именно Петербург должен быть центром христианского мира. Поэтому ему хотелось сделать храм, похожий на римский храм. Но в результате получился совсем другой собор. Совсем не такой, как в Риме. Римский закрыт своими колоннадами от города, а этот наоборот открывает свои объятия.

В описаниях храма, которые оставил сам архитектор в процессе его строительства, он хотел, чтобы купол был похож на древнюю княжескую шапку — шапку Мономаха. Чтобы была и такая русская ассоциация».

Фасад и колонны Казанского собора облицованы так называемым пудожским камнем. Его добывали в Гатчинском районе. И поначалу, говорят, он был таким мягким, что можно было ножом резать. Со временем затвердел. Но камень этот оказался капризным к технологиям реставрации.

Игумен Александр Фёдоров, настоятель Императорского Петропавловского собора, потомок архитектора Андрея Воронихина: «Его пытались обрабатывать разными смолами. И в 50-е годы он приобрел тот зеленоватый оттенок, которого раньше не было. Камень был, скорее, более охристо-желтым, имел более теплый оттенок. Сейчас у реставраторов очень сложная задача — чистить камень. При тех очень скудных средствах, которыми они располагают, они попытались что-то сделать. Сделали такой защитный слой хотя бы для ближних колонн».

Проект Андрея Воронихина так и не был завершен. Например, слева и справа от главной колоннады — пустые пьедесталы. Эти места должны были занять фигуры архангелов. Но в народе родилось поверье: пока в России не появится разумный, мудрый и честный политик, эти пьедесталы будут пустовать.

Читайте также