Яд, порождающий мутантов, обходится США в миллионы

15.09.2011, 21:11

Видео программы «Сегодня»

Спустя 50 лет после войны во Вьетнаме многие районы пропитаны «агентом Оранж» — страшным ядом, который американцы сбрасывали на леса.

Сегодня в США и Вьетнаме вспоминали один из самых трагических эпизодов военной истории XX века. Исполнилось 50 лет первому применению «агента Оранж» — яда, с помощью которого американцы заставляли сбросить листья вьетнамские леса, скрывавшие партизан.

О том, что агент вызывает рак, язвы и дефекты развития у новорожденных, узнали лишь спустя годы. Причем диоксин — главное вещество агента — в природе со временем не разлагается. А попав в организм, никак оттуда не выводится.

Сейчас США начали работы по очистке местности, но вьетнамцы, как убедился корреспондент НТВ Сергей Малозёмов, хотят гораздо большего.

Вдоль дорог во Вьетнаме до сих кое-где стоят подбитые американские танки. Армия США, потерпев поражение, ушла больше 30 лет назад. Но не все здесь чувствуют себя победителями.

Фам Тхи Ни, Ассоциация жертв химической войны: «Мне 45 лет, у меня никогда не было мужа и детей. И никогда не будет — я сама так решила, чтобы яд, который во мне сидит, не заставил мучаться еще кого-то».

Фам Тхи Ни работает в ассоциации жертв химической войны. Она родилась с тяжелым дефектом суставов, и до восьми лет мама носила ее в большой корзине. Ни завещала свое тело после смерти ученым, чтобы те как следует изучили действие диоксина на организм.

Чинь Куок Кхань, директор Российско-вьетнамского тропического центра: «Это суперъяд. Это самый чудовищный яд, который до сих пор человек знал».

Ле Тхи Мит, жительница центрального Вьетнама: «Когда появились самолеты, которые рассыпали белый порошок, мы не знали, что это. Горящий напалм тогда казался гораздо страшнее».

Дети с аномалиями развития до сих пор рождаются, например, в деревушке Кам-Ло в центральном Вьетнаме. Именно тут шли самые ожесточенные бои между коммунистическим Севером и проамериканским Югом. За два десятилетия, которые длилась война, самолеты ВВС США сбросили тонны «агента Оранж». Он по сей день везде — в почве, воде, воздухе. При том, что цели американцы так и не достигли — партизаны воевали и побеждали, уйдя в подземные города.

То, из чего состоят стены туннелей в этих городах, это не камень или бетон. Это обычная вьетнамская земля, красноватая и очень плотная. Она почти не осыпается, и именно это позволило вьетконговцам прорыть очень протяженную и разветвленную сеть туннелей. Это сейчас, для туристов, написано, куда идти, а американский солдат, спустившийся сюда в кромешной тьме, никак не мог знать, какая коварная и жестокая ловушка ждет его за каждым следующим поворотом.

Ногу, провалившуюся в яму, могли пронзить металлические шипы. Или все тело буквально расплющивала мясорубка. Жестокость была невероятной с обеих сторон. Американцы, в свою очередь, выжигали землю загущенным бензином — напалмом, и отравляли «агентом Оранж». В лесах тут до сих пор проплешины, а вдоль дорог — могилы.

Ле Тхи Мит, жительница центрального Вьетнама: «Когда началось опыление, после первого здорового ребенка у меня родились еще трое — и все с ужасными дефектами. Первый прожил всего четыре года, еще двое страдают до сих пор. Мы с мужем думали, что дети будут за нами ухаживать на старости лет, а вышло наоборот. Это несправедливо — почему другие женщины могут иметь здоровых детей, а я — нет?»

Часто во вьетнамских деревнях детей-инвалидов просто связывают на целые дни до конца жизни, чтобы не мешали. Кого-то отправляют в специальные интернаты для жертв «агента Оранж», где их учат ремеслам, чтобы как-то прокормить семьи. И хотя тут работают волонтеры из США, дома построены на деньги американских благотворителей, вьетнамцы требуют еще денег в качестве компенсации от Штатов. Те дают, но неохотно.

Кристофер Ходжес, пресс-секретарь посольства США во Вьетнаме:
«Мы признаем, что последствия войны — это крайне чувствительный вопрос. Мы начали помогать Вьетнаму в работах по очистке местности и выделяем средства на поддержку системы здравоохранения в целом. За последние годы мы потратили почти 50 миллионов долларов».

Дипломат намекает, что в Ханое пытаются заработать, выдавая любую инвалидность за диоксиновую. Вьетнамские власти, впрочем, несмотря на риторику, явно не хотят ссориться. Они ведь, по старой памяти дружа с Россией, любят и доллары от бывшего врага — именно американские инвесторы сейчас строят по всей стране отели. Курс на прагматичную дружбу с Америкой виден и в мелочах: генералы, рассуждающие про бесчеловечность вашингтонской военщины, говорят по айфонам, а в самолетах национальной авиакомпании теперь транслируют CNN.

Читайте также