Экспонаты защищают антиокислителями

15.09.2011, 17:42

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Этнографическом музее впервые в России проходит смелый научный эксперимент.

Возможно, вскоре проблема сохранения ценных экспонатов будет решена. В Этнографическом музее первом в России сейчас проходит эксперимент, при успешном завершении которого любые коллекции без вреда для них можно будет хранить веками.

Разработка российского ученого заключается в том, что для каждого экспоната, в зависимости от материала из которого он сделан, подбирается вещество, замедляющее процесс коррозии или разрушения.

Пока результаты музейного эксперимента обнадеживают, убедился корреспондент НТВ Павел Рыжков.

В особой кладовой Этнографического музея хранится около 12 тысяч предметов. Это экспонаты из таких благородных металлов, как золото и серебро. Но сплавы, в которые входят эти драгоценные металлы, подвержены окислению. Чтобы спасти коллекцию для будущих поколений, специалисты, скорее всего, обратятся к новейшим технологиям.

Эта витрина в Этнографическом музее, на первый взгляд, ничем не отличается от десятков других. Экспонаты тоже соответствуют тематике собрания. С одним но. Витрина экспериментальная. До сих пор музейщики ломали голову над тем, как сделать, чтобы дерево не трескалось, а серебро не темнело.

Виктория Первак, главный специалист по хранению экспонатов Этнографического музея: «Трудно создать климатическую среду, благоприятную для каждого материала. Если для металла нам необходима относительная влажность воздуха менее 45 процентов, то для дерева, для кости, для текстиля и других материалов такая влажность очень низкая.

Датчик влажности показывает 55 процентов. Казалось, в замкнутом пространстве серебряные и медные предметы окислятся. Но девять месяцев назад решили провести эксперимент и поместили в витрину контейнеры со специальными химическими веществами, которые испаряются и останавливают процесс коррозии.

Профессор Ефим Люблинский впервые проводит эксперимент над российскими коллекциями. До сих пор свои так называемые летучие ингибиторы он применял только к экспонатам зарубежных музеев. И они вполне успешно останавливали коррозийные процессы, не повреждая сами ценности. Просто создавали защитную пленку на поверхности предмета.

Ефим Люблинский, вице-президент международной корпорации: „В зависимости от металла, его состояния, в зависимости от среды, в зависимости от условия эксплуатации, температурного режима и конденсации нужно выбирать ингибиторы. Почти для всех сред, близких к нейтрально кислым. Это амины“».

Но таких веществ больше трех тысяч, и международная корпорация разработала специальный метод их подбора. Сейчас она сотрудничает с музейными хранилищами Великобритании, Польши и Чехии. В России на эксперимент решился Этнографический музей.

Для каждого экспоната, как для медного шаманского зеркала, подбирали свой антиокислитель. А затем вместе поместили их в пластиковый пакет. Если результаты эксперимента устроят не только ученых, но и хранителей, то спасать будут и самые ценные предметы культа, а также оружие и украшения.

Виктория Первак, главный специалист по хранению экспонатов Этнографического музея: Это предметы иудаики, светильники, указки для чтения Торы, короны на Тору. Имеется у нас прекрасная коллекция фибул и женских украшений. К сожалению, это низкопробное серебро, поэтому оно особенно подвержено окислению и коррозии.

В защите нуждаются вещи, которые долго использовали в быту, или, как поднос, подаренный императору Александру III терским казачеством, не подлежащие реставрации. Но чтобы сохранить каждый из этих экспонатов для научных исследований, их теперь можно покрыть невидимой пленкой, толщина которой лишь несколько молекул.

Читайте также