Кушнерский Петербург в стихах

14.09.2011, 21:04

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня»

Сегодня Александр Кушнер принимает поздравления. Известному поэту исполнилось 75 лет.

Сегодня Александру Кушнеру исполнилось 75 лет. Обладатель множества наград, поэт и сейчас продолжает получать признание коллег. Последнюю премию «Книга года» ему вручили буквально на днях. Его произведение «По эту сторону таинственной черты» победило в номинации «Поэзия». Вдохновения и всего наилучшего поэту сегодня пожелал президент Дмитрий Медведев.

Корреспондент НТВ Юлия Олещенко присоединилась к многочисленным поздравлениям.

Созвучие их фамилий и сходство инициалов давным-давно воспеты под гитару. Александр Сергеевич Пушкин и Александр Семёнович Кушнер. У обоих в стихах Петербург. Но кушнерский, в отличие от пушкинского, куда обширней. Ведь даже в одном стихотворении Кушнера умещаются названия всех петербургских рек и каналов. Вдохновения ему хватает даже на абсолютно непарадные Трефолева или Стачек.

Александр Кушнер, поэт: «Небо-то одно и то же над нами. Что в Автово, что в Удельной, что в центре города. Вот на Большом проспекте Петроградской стороны я жил вначале в доме 57. Он виден сквозь листву, в этом сквере я гулял. Меня нянька выводила сюда еще до войны. Это было страшно давно! Сквер изменился, но дуб остался».

На родной Петроградке он бывает нечасто. Друзья детства и юности давно переехали. Многим прописка уже не нужна. И Большой проспект теперь, как в далеком 47-м.

Александр Кушнер, поэт: «Потому, что все, почти что все идущие по делу и без дела в загадочности взрослой и красе //, Лениво, быстро, робко или смело в привычной для проспекта полумгле. // Он узок, как гранитное ущелье, // Их никого нет больше на земле. // Нет никого, какое ж тут веселье».

Зато смешное Кушнеру удается подметить даже в ложноклассическом стиле. Не оттого ль, что еще в младенчестве он разглядел веселую странность «полководца в простыне» у Казанского собора, куда его приводил отец. Отец, читавший уже пытавшемуся сочинять восьмилетнему Саше Гомера в переводе Гнедича и Жуковского.

Александр Кушнер, поэт: «И эти могучие медные складки, прилипшие к телу, простите, к мундиру, // В таком безупречном ложатся порядке, что в детстве внушают доверие к миру, стремление к славе.

„Пойдем же вдоль Мойки, вдоль Мойки у стриженых лип на виду// Глотая туманный и стойкий бензинный угар на ходу“».

Жаль, что никто до сих пор не догадался читать кушнерскую «Прогулку вдоль Мойки» вместо стандартного текста водной экскурсии. Хватило бы на весь маршрут. А кому-то из гостей Северной столицы не исключено, что и на всю жизнь. Туристам давно пора сменить путеводители на томики стихов Кушнера.

Александр Кушнер, поэт: «Но уж а тому, кто родился в Петербурге, сказочно повезло. Его архитектура формирует наши души».

Таврический сад — особая точка на карте его Петербурга. «В названии старинного оазиса что-то крымское», — смеется Кушнер. И чайки опять же. Но не их крики приветствует поэт.

Александр Кушнер, поэт: «Главное то, что через этот сад проходили на Башню к Вячеславу Иванову мои любимые поэты. Александр Блок. Он там читал стихи наверху у Иванова, и соловьи пели в этом саду. И Ахматова с Гумилёвым…

„Провидцы, причудники, предсказавшие ночь мировую,// Увязался за вами бы в спутники,// Да себя предложить не рискую“».

Пусть тени ушедших поэтов не слишком тревожат поэта живущего. После прогулки в Таврическом пусть он всегда возвращается домой, к письменному столу и окну с видом на Башню Иванова. И хорошо, что карту кушнерского Петербурга невозможно забить в навигатор. Из-за бесконечных правок, вносимых автором.

Читайте также