Оборона от Минкульта

12.09.2011, 11:39

Видеосюжет: Михаил Чернов
Видео программы «Сегодня»

Война за Михайловские казармы — памятник архитектуры — идет между минкультом Орнебурга и минобороны.

Старейший памятник Оренбурга стал яблоком раздора между двумя ведомствами. Сотрудники Министерства культуры воюют с Минобороной за сохранение здания Михайловских казарм. Стены, которые пережили бунты и революции трех столетий, сегодня могут не устоять.

О причинах потери исторической памяти — корреспондент НТВ Михаил Чернов.

К памятнику истории историки прорываются с боем. Старинные Михайловские казармы уже год никто не охраняет, возмущаются сотрудники Министерства культуры. А тут персональный приказ — не пускать краеведов. Здание стоит на земле Министерства обороны.

Юрий Григорьев, Министерство культуры РФ: «Какие-то люди неизвестные, пользуясь тем, что здание не охраняется, разбирают их».

Хранители памятников утверждают: против исторического объекта ведется скрытая война. Здание Михайловских казарм XVIII века — ровесник Оренбурга. Эти стены помнят и восстание Пугачёва, и гражданскую войну. До недавнего времени здесь были армейские казармы, но военную часть сократили, год назад убрали КПП. Разрушенный исторический памятник сейчас превратился в место для экстремальных игр: для любителей острых ощущений здесь сплошной адреналин.

Рухнувшие полы и лестницы, сгоревшие перекрытия, хотя стены по-прежнему прочные — старинная кладка шириной около метра. Сейчас так уже не строят. Соседние здания разобрали. Год назад представители военного ведомства заявили: на этой территории планируют построить жилье для офицеров.

С того времени, говорят краеведы, исторический памятник горел, лестницы из белого камня разбили кувалдой, но здание выстояло. Хорошо обожженные кирпичи и известковый раствор за два века стали только прочнее. Накануне здесь задержали рабочих, разбирающих крышу. Сотрудники Министерства культуры вызвали полицию.

Сергей Брилев, главный архитектор Оренбурга: «Умышленно доводят до аварийного состояния, чтобы потом сказать: ну, все, не подлежит восстановлению, видите, все рухнуло, охранять-то нечего уже».

Мэр Оренбурга говорит: он тоже сделать ничего не может. В военное ведомство писали и городские, и областные власти, но ответа не получили.

Евгений Арапов, глава администрации Оренбурга: «Этот памятник пережил осаду Пугачёва, пережил гражданскую войну. Но, к сожалению, Министерство обороны пережить не смог».

Еще пять лет назад Министерство культуры направило военным письмо с предостережением производить какие-то работы в историческом здании. Теперь оказалось: для военной прокуратуры это не аргумент.

Айвар Нургалиев, военный прокурор Оренбургского гарнизона: «Это не охранное обязательство, это уточняющий перечень между двумя органами — органом Минкультуры и квартирным эксплуатационным органом. Он ни к чему, удостоверение не обязывает».

В военном ведомстве решили: лучшая защита — нападение. Виновным оказалось Министерство культуры, потому что не заставило военных оформить охранные обязательства.

Марина Дмитриева, управление объектов культурного наследия Министерства культуры Оренбургской области: «Начинается передергивание. Ищут виноватых в каких-то мелочах, выискивают всевозможные поводы. Например, на каком принтере была распечатана историко-культурная экспертиза, струйном или лазерном. Какое это имеет значение?»

Проверку по фактам разрушения памятника начала прокуратура области. В первую очередь, на допрос вызвали сотрудников Министерства культуры — тех самых, кто предал эту историю огласке.

Читайте также