В Петербурге раскрывают дворцовые тайны

10.09.2011, 10:07

Видеосюжет: Николай Булкин
Видео программы «Сегодня»

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум празднует 300-летний юбилей.

В эти выходные тысячи петербуржцев и не только собираются в Ораниенбаум. Знаменитый на весь мир дворцовый комплекс отмечает 300-летний юбилей. В парковых аллеях будут играть классическую музыку, устраивать театрализованные представления, для гостей распахнутся двери Большого Меншиковского дворца.

Главным событием сегодняшнего дня станет открытие после реставрации Китайского дворца, построенного зодчим Антонио Ринальди для императрицы Екатерины II.

В музее-заповеднике побывал корреспондент НТВ Николай Булкин.

Дворец Александра Меньшикова в Ораниенбауме снова готов к приему гостей. После многолетней реставрации он открывает свои парадные залы.

Татьяна Вергун, Государственный Музей-заповедник «Петергоф»: «Мы входим в святая святых — большой танцевальный зал».

Ораниенбаум уникален тем, что большинство деталей убранства, будь то паркет или мебельные гарнитуры во дворцах, — подлинные, XVIII века и именно отсюда. Дворцовый ансамбль не пострадал в годы Великой Отечественной войны, как это случилось с пригородом Петербурга Петергофом, и теперь здесь легко окунуться в атмосферу роскоши резиденции царей и знати.

Татьяна Вергун: «В роскошных платьях, с высокими прическами, с вплетенными в волосы кораблями, с заметными гримом и мушками по всему телу сюда входили дамы».

Изначально Ораниенбаум был резиденцией Меньшикова. Земли на берегу Финского залива ему подарил император Петр I. Но за 300-летнюю историю здесь сменилось много хозяев, в том числе и императоров, и облик архитектурного ансамбля менялся.

Елена Кальницкая, генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф»: «Здесь шла бешеная борьба характеров и амбиций, потому что Меньшиков хотел одного, но пришел Петр III и перечеркнул все меншиковское. Уже появляются здесь приемы Растрелли, приходит новая школа. А потом Екатерина II захочет все по-своему сделать. И тут уже начинаются ее изыски».

В глубине парка стоит одно из любимых зданий императрицы Екатерины II — Китайский дворец. Она приезжала сюда, как на дачу.

Елена Кальницкая: «Поворачивает аллейка, и вдруг появляется беседка какая-то в виде китайской пагоды. Гости ахали».

Здание по размерам похоже на павильон, но по богатому убранству напоминает дворец. Восстанавливали его благодаря спонсорской поддержке «Газпрома».

Уникальный паркет Китайского дворца, как говорят хранители, чуть ли не единственный сохранившийся в Европе декоративный пол XVIII века, выполненный по рисункам Ринальди. Достаточно сделать несколько шагов по нему, чтобы понять его ценность. Здесь десятки разных пород: красное дерево сменяет клен, береза, здесь много заморских пород и огромное количество узоров, которые витиевато сменяют друг друга.

То, что кажется тонким рисунком, нанесенным краской, на самом деле оказывается вкраплением уникальных пород деревьев — самшита, палисандра, амаранта.

Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца: «Растительные побеги — это клен, который закрашивался медным купоросом, у него темноватый оттенок. Все остальное — естественные цвета. И, конечно, самое главное, — это техника. Композиция собралась из маленьких фрагментов».

По паркету Ринальди гости проходили в Стеклярусный кабинет, который теперь часто сравнивают со знаменитой Янтарной комнатой. Кабинет украшают огромные панно с шелковой вышивкой и стеклярусом. Стеклярусы — это стеклянные трубочки, они меньше сантиметра, такая разновидность бисера. Они собираются на нитку.

Русские золотошвейки под руководством француженки мадам Де Шен создали шедевр. По замыслу авторов, входя в зал, посетители как будто попадали в озеро. Декоративное панно — его берега.

Татьяна Сясина: «В России любили делать так, чтобы это было один раз и надолго. Можно говорить о том, что есть, например, Янтарная комната. Мы все помним, что Янтарная комната воссоздана. А здесь мы видим родные панно XVIII века, до которых, может быть, дотрагивалась Екатерина».

Благодаря удивительной технике создания панно и молочному и жемчужному цветам стекляруса кабинет теперь называют жемчужиной Ораниенбаума, которой запросто можно удивить гостей, ведь как раз для этого и задумывалось многое во дворцах Ораниенбаума.

Читайте также