Лейтенантская ошибка или птица в двигателе?

08.09.2011, 20:03

Видео программы «Сегодня»

Отказ двигателя, столкновение с препятствием, некачественное топливо, птица или лейтенантская ошибка — что стало причиной катастрофы Як-42 под Ярославлем?

В 15:40 основной состав и штаб хоккейного клуба «Локомотив» занял свои места в ВИП-салоне самолета. Несколько минут спустя пилот доложил диспетчеру, что посадка завершена, и получил разрешение на взлет. В 16 часов Як-42 вырулил на взлетно-посадочную полосу и начал разгон. Согласно инструкции, следующий сеанс связи с землей должен был состояться, когда судно наберет высоту 200 метров. Но пилот на связь не вышел: через полторы минуты лайнер рухнул в двух километрах от аэродрома…

Через час после крушения следователи изъяли все записи переговоров и допросили диспетчеров. По их словам, уже во время разгона было понятно, что у экипажа возникли какие-то проблемы.

По одной из версий, лайнер слишком поздно поднялся в воздух. Сотрудники аэропорта утверждают, что видели, как из-под шасси поднялось облако пыли, а это может значить только одно: машина оторвалась от полосы, когда та уже закончилась.

Как следствие, летчики не успели набрать высоту, что привело к столкновению с препятствием. Об этом сообщил представитель Росавиации.

Андрей Прянишников, советник руководителя Росавиации: «Борт не смог набрать безопасную высоту, столкнулся с антенной курсового маяка, после чего произошло столкновение с землей, и самолет загорелся».

Остается вопрос, почему лайнер не смог набрать высоту? Среди специалистов появилась версия, что самолет так поздно взлетел, потому что не хватило тяги. Возможно, отказал один из двигателей.

Як-42 считается одним из самых надежных самолетов. Он может осуществлять полет и с двумя работающими двигателями, неисправность одного из агрегатов не помешает машине и совершить посадку. Но вот взлететь без достаточной мощности он не способен.

Однако и это предположение вызывает серьезный вопрос: почему экипаж не прекратил разгон, если знал о неисправности? Ведь когда самолет только начал набирать скорость, это не повлекло бы за собой никаких последствий. Но, по мнению некоторых экспертов, вместо торможения, пилот наоборот потянул штурвал на себя, совершив, как говорят в авиации, «лейтенантскую ошибку», свойственную молодым летчикам.

Опытные пилоты знают: попытка подняться в воздух при малой тяге двигателя сравнима с самоубийством. Но никто не может исключить, что проблема застигла экипаж врасплох, когда скорость уже превысила 200 километров в час. В этом случае даже при экстренном торможении лайнер не смог бы остановиться в пределах полосы и катастрофы вряд ли удалось бы избежать.

Среди других причин трагедии специалисты выделяют и возможное резкое повышение температуры в турбинах, и резкое падение давления масла.

Из списка причин катастрофы нельзя исключить и попадание в воздухозаборник постороннего предмета, к примеру, птицы. В пользу этой версии говорят слова очевидцев, некоторые из которых слышали звуки нечеткой работы двигателей, видели несколько взрывов и даже ощущали вибрацию.

Эксперты пока скептически относятся к версии так называемого «человеческого фактора», то есть ошибке пилотов. Все дело в том, что у летчиков был двойной запас времени на то, чтобы взлетать.

Длина полосы аэропорта Туношна — три километра. Раньше здесь была военная база, но современное оснащение и большая территория позволили превратить ее в терминал международного уровня. У аэродрома есть официальное разрешение на прием и отправку воздушных судов всех классов, включая сверхтяжелые. Даже самый крупный транспортный самолет — 69-метровый Ан-24 — при разгоне здесь редко доезжал до конца полосы и поднимался в воздух уже на середине.

Повлиять на разгон и не позволить Як-42 взлететь вовремя могло и некачественное топливо. Специалисты не исключают этой версии, поэтому следователи уже взяли из резервуаров аэропорта пробы керосина.

По данным прошлых трагических инцидентов, случавшихся с Як-42, чаще всего — трижды — причиной катастроф становились плохие метеоусловия. Но от «погодной версии» следователи отказались в самом начале. Накануне в Ярославле было ясно, видимость отличная.

Дважды «яки» разбивались из-за отказа техники. Знаковой была первая катастрофа. В 1982 году с 10-тысячной высоты упал борт, совершавший рейс Ленинград — Киев. Официальная причина — усталостное разрушение механизма перестановки стабилизатора, приведшее к потере управления. После той катастрофы, унесший жизни 132 человек, Як-42 был выведен из эксплуатации на два года до внесения изменений в конструкцию.

Еще два раза виновным в падении самолетов признавался экипаж.

Разобраться в причинах катастрофы под Ярославлем должны помочь бортовые самописцы. Два «черных ящика», обнаруженных сегодня на месте крушения самолета, уже отправлены для расшифровки в Межгосударственный авиационный комитет.

Читайте также