Игрушечные самолеты показали высший пилотаж

05.09.2011, 13:25

Видеосюжет: Михаил Антропов
Видео программы «Сегодня»

В Ростове-на-Дону прошло шоу реактивных авиамоделей.

Игрушечные самолеты — дело серьезное. Это взялись доказать участники шоу реактивных авиамоделей в Ростове-на-Дону. На летном поле все как в настоящем авиасалоне. Зрителям показывают фигуру высшего пилотажа, а специалистам демонстрируют новые двигатели и конструктивные решения.

Чтобы построить полноценный самолет в миниатюре и научиться им управлять, нужны не месяцы, а годы. Корреспондент НТВ Михаил Антропов встретился с теми, кто парой точных движений умеет закрутить в небе мертвую петлю.

На этом аэрошоу в какой-то момент забывают, что в воздух поднимается всего лишь модели. Звук, с которым набирает высоту копия американского штурмовика А-10, создает иллюзию взлета реальной боевой машины.

Когда шум турбин чуть утихнет, у зрителей только усилится эффект присутствия на настоящем авиасалоне. Кажется, что фигуры высшего пилотажа над головой выписывает современный реактивный аппарат. Аэродинамические свойства этих моделей очень близки большой авиации.

Копия китайского истребителя J-10 с земли почти неотличима от прототипа. Однако его пилот находится на краю летного поля. Вместо штурвала — пульт управления с парой джойстиков. Единственная деталь экипировки — солнцезащитный козырек.

Виталий Робертус, участник авиашоу: «Это программа специально подготовлена для J-10. Здесь в основном используются 3D-фигуры. Настоящий самолет такого сделать не сможет, это висение в воздухе. Это очень плотные петли».

Пилот, уходя в штопор или выполняя «петлю Нестерова», видит то же, что и зрители. В горизонтальном полете, кстати, скорость аппарата может доходить до 300 км/час. Чтобы научиться так пилотировать, требуется больше года практики.

Виталий Робертус, участник авиашоу: «Реакция и повышенное внимание. То есть при пилотировании, конечно, нельзя отвлекаться и нужно постоянно контролировать модель, ее положение, скорость, ветер, ну как в настоящей авиации».

Выражение «как в настоящей авиации» здесь звучало часто. Реактивные модели — сложные и высокотехнологичные устройства. К примеру, на аппаратах установлен вектор тяги. Сопло свободно меняет свое положение, что позволяет выполнять сложнейшие пилотажные фигуры. Шасси убираются с помощью пневматической системы.

Миниатюрные самолеты заправляют чистым авиационным керосином. И еще, пожалуй, самое главное: реактивные двигатели на моделях уступают тому, что используется в настоящей авиации, лишь размером и мощностью.

Александр Юркевич, мастер авиамодельного спорта: «У него есть центробежный компрессор. У него есть камера сгорания и одноступенчатая турбина. Двигатель развивает порядка 120 тысяч оборотов в минуту. Рабочая температура в двигателе порядка 700 градусов. Все как на настоящем самолете».

У реактивного моделизма есть еще одна интересная особенность. Легкие модели, сделанные из композитных материалов, часто первыми осваивают новейшие пилотажные фигуры. Как правило, проходит не меньше двух лет, прежде чем настоящим пилотам удается повторить опыт авиамоделистов.

Читайте также