Ливия. Кадры, которые не показали в эфире НТВ

02.09.2011, 21:57

Корреспондент НТВ Евгений Голованов, продюсер Александр Викторов и оператор Станислав Куколев, вернувшись из командировки в Ливию, показали кадры, которых не было в эфире.

Корреспондент, оператор и продюсер НТВ, вернувшись из воюющей Ливии, смонтировали материал, который по разным причинам не вошел в их репортажи для программы «Сегодня» (авторы предупреждают: «Ненормативная лексика!»). В итоге получился целый 20-минутный фильм — о том, как работали под пулями и ездили на танках, о революционной эйфории, царящей на улицах, об арабском гостеприимстве, когда кругом — пустыня и война.

На эксклюзивных кадрах — изрисованные граффити стены с карикатурами на Каддафи, дети, яростно скандирующие революционные лозунги, женщина в парандже среди митингующих — один из бойцов, находясь в каком-то подобии экстаза, дает ей пострелять в воздух из пулемета.

Много съемок «для себя» проходило в пустыне — в лагере, где повстанцы дни напролет ожидают команду «идти в наступление». Корреспондент Евгений Голованов, продюсер Александр Викторов и оператор Станислав Куколев некоторое время в палатках прожили бок о бок с воюющими.

Евгений Голованов, корреспондент НТВ: «Такого гостеприимства я не ожидал! Нас встречали, как дорогих гостей. По местным правилам, если гость пришел к ним в дом, то они несут за него полную ответственность. Нас постоянно кормили, приносили молоко и сок — наши полки были завалены едой. У них была единственная железная кровать, и они отдали ее нашему оператору Станиславу Куколеву — он больше всех из нас, естественно, уставал. Остальные спали на бронежилетах, бросив их на пластмассовые щиты, я спал на картонной коробке из-под телевизора».

Съемочной группе НТВ одной из немногих, кто пересек границу со стороны Египта, удалось прорваться на линию фронта — остальным отказывали. На блокпост приехали и французы, и турки, и японская телевизионная группа. В итоге в эпицентр событий отправились наши и корреспонденты BBC из Великобритании.

Евгений Голованов, корреспондент НТВ: «Меня поразило в „бибисишниках“ одно: все они до единого были экипированы по полной — бронежилеты, шлемы, с ними был ливийский переводчик, а из сопровождения — ливийский партизан, мы называли его Белоснежка. И почему-то так совпадало, что где бы мы не пересекались, как только мы видели Белоснежку, так тут же нам была удача — что-то происходило, и можно было поработать».

В один из дней командировки «нтвэшники» чуть не попали под обстрел: остановились напротив танка повстанцев, и тут в нескольких метрах стали рваться снаряды — солдаты Каддафи открыли прицельный огонь по технике противника. Все обошлось — из-под обстрела уезжали в гражданской машине, проложив двери бронежилетами.

Александр Викторов, продюсер НТВ: «Самое волнительное из того, что не вошло в репортаж — мы это просто и снять-то не успели — это эпизод, когда мы жили в полуразрушенной какой-то гостинице на берегу моря. И кроме нас там было еще человек 300 повстанцев.

Мы сидели всю ночь до 5 утра монтировали, а в 7 часов к нам вбежал вооруженный человек, вышиб ногой дверь, что-то прокричал на арабском и убежал. Я вышел в коридор, начал выяснять, что случилось. Оказалось, войска Каддафи подошли к городу Брега. В этот момент все повстанцы сели в тачанки и уехали, и мы остались в этой гостинице совершенно одни. Взвалили на спину вещи и пошли пешком. Но это все было не страшно.

Единственный момент, когда по-настоящему испугался, — когда я увидел, что снаряды сыплются с танка на землю. Я в прошлом моряк, и почему-то всегда думал, что снаряды если падают на землю, то они взрываются. Оказалось — нет».

За то время, пока съемочная группа работала в Ливии, всем троим удалось найти общий язык с оппозиционерами с помощью всего лишь двух фраз, выученных на арабском — «русские журналисты» и «нет проблем». А повстанцы в свою очередь, тоже крепко заучив фразу — «Каддафи для нас теперь умер!», — все ответы на вопросы для телекамер начинали с этого лозунга.

Читайте также