Не закон божий, а почти культурология

01.09.2011, 20:27

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В нескольких петербургских школах начали преподавать историю религии и светской этики.

Некоторые петербургские ученики сегодня отправились в школу за новыми не только для них, но и вообще для российского образования знаниями. 21 учебное заведение Северной столицы будет участвовать в эксперименте по введению новой дисциплины. На выбор предлагается либо история религии, либо светская этика.

Что предпочитают изучать, и как относятся к нововведениям в школах, выяснял корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

Если спросить пятиклассника Никиту Васильева о его вере, он ответит без уверенности.

Никита Васильев, ученик 5-го класса школы №536: «Ну, так, верю частично. Можно сказать, да, верю».

Таких сложных религиозных вопросов на новых уроках никто задавать не будет. Даже название курса звучит подчеркнуто нейтрально: «Основы религиозных культур и светской этики».

Сергей Тимофеев, начальник отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Санкт-Петербурга: «Чтобы не было опасений, что будут насаждаться религиозные знания в общеобразовательных светских школах. Нет, этого не будет. Для тех, кто хочет получить углубленные знания в области религиоведения, есть воскресные школы».

В комитете по образованию объясняют, есть шесть модулей: основы православной культуры, исламской, буддистской, иудейской, наконец, всех мировых религиозных культур вместе и просто — основы светской этики.

Виктория Базыкина, учитель истории школы №536: «В нашей школе учатся дети 14 национальностей. Понятно, что это Россия. И большая часть детей относит себя к православной культуре. Но также у нас есть представители ислама, понемногу, может быть, каких-то других религий».

Выбор — за родителями, и уже сейчас на примере 21 школы приблизительно ясна вся картина. 50 процентов остановились на этике, около 30 решили, что ребенку стоит знать понемногу о разных религиях, и, наконец, остальные выбрали основы православной культуры.

Отец Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора: «До революции человек был все-таки собран. И его поддерживали в этом состоянии. То наша сейчас задача — учителей, священников, интеллигенции, тех, кто занимается культурой, — помочь человеку собраться».

Настоятель Князь-Владимирского собора отец Владимир говорит: не обязательно, чтобы все обращались в православие, страна многонациональная, люди разные, но воспитывать нравственность, в любом случае, необходимо и искоренять невежество — тоже. В этом смысле почти идеальным было дореволюционное образование.

Ольга Смирнова, педагог-организатор Санкт-Петербургской гимназии №2: «При поступлении в гимназию было необходимо уметь читать, писать и знать первейшие молитвы. Если мы посмотрим на дневники гимназистов дореволюционного периода, то там всюду мы увидим закон божий и священную историю».

Самая старая в Петербурге 2-я гимназия основана в 1805 году. Закон божий в XIX веке — одна из основных дисциплин. Правда, преподающие священники иногда пропускают занятия, потому что очень заняты в приходах.

Среди учеников — и католики, и лютеране, им преподают отдельно. Выбор предмета, кстати, тоже — за родителями. Каждый день богослужения, а в 1883-м прямо в здании появляется гимназическая церковь, которую весь профессорский состав будет после революции оборонять от новой власти.

Говорят, что в 1925 году директора 2-й гимназии Александра Дмитриевича Александрова уволили и даже посадили на какой-то срок за то, что во время изъятия церковных ценностей не просто не выдал государству, но и наоборот замуровал дверь в гимназическую домовую церковь. Так что на какое-то время о ее существовании просто забыли.

Сегодня чиновники подчеркивают: новый предмет не имеет ничего общего с законом божьим. Учителя — только светские, прошедшие специальные курсы, а в содержании занятий — почти чистая культурология.

В учебниках — самые общие знания: что такое Евангелие, как выглядит мечеть, зачем быть милосердным. Выясняется, правда, что многие пятиклассники вполне сведущи. И в вопросах этики, и в знании религиозных культур.

Вика Михайлова, ученица 5-го класса школы №536: «Этика. Это когда человек себя ведет престижно, держит ровно спину, не ходит растрепанный, чистит зубы».
Никита Васильев, ученик 5-го класса школы №536: «У разных народов разный бог. Например, у нас в России богом называют самого бога. А где-то вдали, в Казахстане, у них он Аллах».

К нововведению почти во всех школах относятся настороженно. Во-первых, потому что это нововведение, а, во-вторых, потому что, говоря о разных религиях, тонких материй все равно не избежать. И понятно, что слишком многое зависит от того, как поведут себя учителя, отвечая на те сложные вопросы, в которых никак нельзя быть уверенным.

Читайте также