В российских вузах победила Болонская система

01.09.2011, 11:08

Видео программы «Сегодня».
SOURCE_TEXT

Россия окончательно перешла на так называему Болонскую систему высшего образования: бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года).

День знаний отмечает сегодня около семи миллионов студентов. С этого года сфера высшего образования существенно изменилась. Россия перешла на так называемую Болонскую систему, когда вузы предлагают бакалавриат и магистратуру: четырехлетние и шестилетние программы подготовки.

Принцип ее работы описан в европейской декларации о высшем образовании, принятой в 1999 году в итальянской Болонье. Цель реформы — унифицировать курсы и критерии оценок в разных странах. Последние годы отечественные вузы постепенно вводили два уровня обучения. И вот, наконец, процесс перехода завершен.

Однако некоторые не считают новую систему прогрессивной. Корреспондент НТВ Егор Колыванов взвесил все «за» и «против».

Двухуровневая система высшего образования на самом деле существует в некоторых российских вузах с 1993 года, хотя официально Болонскую декларацию наша страна подписала лишь спустя 10 лет, в 2003-м. И вот к началу этого учебного года отрапортовали: высшее образование в России полностью перешло на систему «бакалавр, магистр».

Вчерашние абитуриенты — с сегодняшнего дня студенты — уже через четыре года получат дипломы бакалавров и дальше либо завершат образование и пойдут работать, либо останутся в магистратуре еще на два года. При этом у молодого человека появляется возможность скорректировать свое образование в пользу какой-то другой, смежной специальности.

Елена Ершова, студентка второго курса магистратуры факультета международных отношений: «Болонская система позволяет нам выбирать, хотим ли мы просто более углубленно изучать одно и то же, либо наоборот — изучать что-то новое. Ведь за четыре года обучения студенты могли разочароваться или какие-то новые интересы появились».

Повышение академической мобильности — одно из главных преимуществ двухуровневой системы.

Игорь Горлинский, первый проректор СПБГУ по учебной и научной работе: «Можно осуществить мобильность мегауровня, то есть закончить бакалавриат в одном университете, а в магистратуру поступить в другом».

Такой шаг можно сделать не только в отношении российских вузов, но в европейских — российский диплом бакалавра зачтут на основании все той же Болонской конвенции. Однако 15% студентов, поступивших в этом году в вузы, будут учиться, как и раньше, пять или шесть лет. Теперь это называется специалитет, и таких специальностей 111.

Николай Михайлов, заместитель директора департамента профессионального образования Министерства образования и науки РФ: «Это в основном специальности в таких жизненно важных для Российской Федерации областях. Прежде всего это оборона, медицина, целый ряд специальностей в области культуры».

В Московском государственном техническом университете имени Баумана бакалавров и магистров немного. Большинство новых студентов будут учиться шесть лет на специалистов.

Анатолий Александров, ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана: «Если, например, говорить о нашем университете, мы готовим инженеров-разработчиков. Это самая тяжелая инженерная специальность. И такого специалиста за четыре года не подготовишь».

Стереотип, что диплом бакалавра — это какое-то неполноценное высшее образование, пока все же довлеет над студентами, родителями и, самое главное, работодателями. Но сторонники двухуровневой системы считают, что именно для практического применения знаний компетенции бакалавра будет достаточно.

Российский студенческий союз утверждает, что в магистратурах мест и, особенно бюджетных, всем бакалаврам не хватит. А значит, высшее образование становится менее доступным. Студенты даже собираются подавать в суд на университеты.

Артем Хромов, Российский студенческий союз: «Эта проблема, которая будет ощутима не сегодня, а будет ощутима через четыре года, когда вся страна, все бакалавры будут пытаться стать магистрами. Вот тогда и произойдет тот самый казус, когда люди увидят, что они не могут получить образование высшее».

И действительно в Министерстве образования говоря открыто: право бесплатно продолжить обучение в магистратуре надо будет заслужить и доказать.

Николай Михайлов: «Конечно, магистерская подготовка — это подготовка все-таки, извините, за такое слово, более элитная. Каждый гражданин страны, наверное, не должен ее получать. Если он способен, он может и должен ее получить, но не все».

Это мировой процесс. Скорость развития технологий увеличивается, высшее образование охватывает все больше людей, но при этом образование расслаивается и разветвляется. Так что Россия оказывается не в каком-то уникальном положении, а в самом стандартом. Положение дел в высшем образовании будет и дальше меняться, неизменным останется, видимо, только Gaudeamus.

Читайте также