О кладбище Тиенхаара помнят только историки

30.08.2011, 17:30

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Под Выборгом активисты пытаются установить места захоронения советских солдат в годы войны с Финляндией.

Сегодня под Выборгом несколько энтузиастов снова будут искать новые захоронения времен советско-финской войны. Таких неучтенных кладбищ в этом районе Ленинградской области — десятки.

Огромную помощь в этих поисках оказывают финские карты. А вот поддержки со стороны местных чиновников и военных активисты не встретили. Мало того, некоторые участки, где покоятся советские воины, уже, судя по всему, отданы под застройку.

К неофициальным памятным местам отправился корреспондент Андрей Курицын. Репортаж НТВ.

Обочина оживленной магистрали. Карта, развернутая на багажнике автомобиля. В этих людях, скорее, узнаешь заплутавших туристов. Но, на самом деле, четверо путешественников не случайно оказались, здесь — в нескольких километрах северо-западнее Выборга.

Теперь окраина деревни Селезнёво, а 70 лет назад эти места были территорией финского поселка Тиенхаара. В годы войны здесь погибли и были похоронены почти 20 тысяч человек. И сегодня петербургские поисковики сверяют местность с картами бывшего противника.

Надежда Овчинникова, житель Выборгского района Ленинградской области: «Может, у них какие-то данные есть, что здесь кто-то захоронен. Что-то и написано здесь. Я думаю, своих родственников чтут. Никаких данных, ни старых карт, рассказывающих о том, что здесь было кладбище, не сохранилось».

В советских архивах о них не сохранилось никаких упоминаний. Но еще в конце 80-х поиски утраченных погостов начала Лидия Смунёва. Ее отец в марте 42-го погиб в трудовом лагере недалеко от Выборга. Финский «Красный крест» не только сообщил точное место погребения ее отца, но и передал списки остальных похороненных на кладбище Тиенхаара. Всего 2029 фамилий.

Лидия Смунёва, дочь Андрея Смунёва, погибшего в лагере Тиенхаара: «Я вам хочу сказать: меня удивляет их благородство. Они нашли мужество покаяться, то есть дали списки. Теперь надо завершить. Это же наши люди! Кто нас будет теперь защищать? Некому».

Это одно из последних интервью Лидии Смунёвой. Несколько месяцев спустя ее не стало. Тогда, кажется, никто не обратил внимания на другой смысл ее слов. Но защищать, то есть искать утраченные захоронения опять стало некому.

И только спустя еще год петербургские энтузиасты перевели документы на русский. В память о настойчивой женщине это теперь «список Смунёвой». А затем отыскали и забытое место погребения советских бойцов.

Финны, кстати, о нем никогда не забывали. У одной из могил недавно появились искусственные цветы. От советских захоронений остались лишь могильные холмики. Местных жителей такое соседство, похоже, не слишком беспокоит. Старинный погост они приспособили под свалку.

Несмотря на долгие годы запустения, здесь до сих пор угадывается характерный кладбищенский рельеф. Например, гранитные столбики служили для обозначения дорожек, между ними была натянута цепь. Также хорошо угадываются линии могил. Советские и финские воины были похоронены здесь буквально бок о бок. Территория трижды переходила из рук в руки. И только место захоронения оставалось неизменным.

Если верить финским картам, в окрестностях Выборга еще не меньше десятка таких забытых захоронений. Этот красный треугольник — обозначение братской могилы: больше 100 советских солдат и офицеров покоятся под этим холмом. А наверху — свежие колышки топографической службы. Участок на окраине Выборга кто-то уже присмотрел себе под застройку.

Алексей Штергун, общественная организация «Фаворит» (г. Выборг): «На одной стороне здесь дата — 1944 год, 17 сентября. Изображен паук, что характерно для нашего времени года. Обратите внимание: в лесу очень много паутины, пауков. И на обратной стороне написано: „Николаеву. Работа — Пызгарева, художественная обработка — Суворова“. И ниже: „Во время перемирия с финнами“».

Найти владельца уникального портсигара Алексей Штергун пытается уже несколько месяцев, и все безуспешно. Ему известны имена трех человек, время и обстоятельства, при которых эти бойцы встретились в окопах на Волховском фронте.

Несмотря на такое количество зацепок, в районном военкомате только отмахнулись: мол, искать родственников бесполезно. С таким отношением к памяти павших, говорят энтузиасты, военные списки пропавших без вести вряд ли удастся хоть как-то сократить.

Александр Несмеянов, информационно-аналитический центр «Помним всех поименно» (г. Санкт-Петербург): «Сегодня мы готовы показать 200 кладбищ, таких как Тиенхаара, на нашей территории, забытых и заброшенных. Где похоронено от 50 до нескольких тысяч человек. То есть, в принципе, можно будет поставить точку в событиях 1941–1944 годов».

Вновь найденное кладбище Тиенхаара активисты-общественники хотят привести в порядок и установить здесь две стелы с именами советских и финских воинов. Но без помощи государственных структур не обойтись. Ведь для начала они должны признать захоронение и присвоить ему статус официального мемориала.

Читайте также