Борьба за право быть «штырем»: рассекречены документы о стыковке «Союза» и «Аполлона»

17.07.2020, 16:45

Видеосюжет: Артём Колодкин
Видео программы «Сегодня»

Легендарная стыковка советского космического корабля «Союз» с американским «Аполлоном» состоялась 45 лет назад. 17 июля 1975 года советские космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов пожали руки своим американским коллегам — Томасу Стаффорду, Дональду Слейтону и Вэнсу Бранду. Эта миссия стала не только важным этапом развития космонавтики, но и одним из ключевых событий разрядки международной напряженности в годы холодной войны.

Сегодня все, как полвека назад, но тогда делегацию НАСА принимали на самом верху — подписывали двусторонний договор о легендарной стыковке на орбите. Сегодня гостей встречают в московском Музее космонавтики. Журналисты все так же жадно подмечают детали: кому первому слово дадут — нашим или американцам, кому предоставят право перерезать символическую ленту — открыть новую экспозицию, посвященную программе «Союз — Аполлон».

Вперед сегодня пропускали гостей. Соперничество никуда не ушло, просто пилотируемой программой НАСА в России руководит женщина — Триша Мак. Не проявить галантность российские космонавты просто не могли. Разногласий между странами по-прежнему так много, как звезд на небе. А ведь космическая программа, 45-летие которой сегодня отмечают, задумывалась не только ради развития науки и техники.

Тогда, на пике охлаждения отношений, было решено подняться в космос с разных континентов (советский «Союз-19» стартовал с Байконура, американский «Аполлон» спустя 7 с половиной часов — с мыса Канаверал), подойти друг к другу на орбите на высоте 225 километров, пристыковаться, открыть люки и в прямом эфире, и на глазах всего мира пожать друг другу руки.

К сожалению, герои-космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов, участвовавшие в той легендарной экспедиции, уже не с нами. Впрочем, среди почетных гостей сегодня есть человек, который руководил полетом «Союза». Сергей Елисеев тогда был руководителем главной оперативной группы управления.

Накануне памятной даты в «Роскосмосе» рассекретили любопытные документы, в то числе приказ министра общего машиностроения СССР Афанасьева от 28 ноября 1969 года. Документ требует от генерального конструктора в двухнедельный срок разработать систему унификации двух кораблей. Спросите, что тут особенного? Корабли совершенно разные, отличаются не только конструкции, но и давлением внутри капсулы. За две недели разработать такой проект — фантастика. Зачем так спешить, ведь сама стыковка состоится лишь спустя 6 лет — в 1975 году? Ответ очевиден: советские инженеры во всем должны были опережать техников из Хьюстона.

Самая главная инженерная задача того времени — стыковка на тот момент возможна только по системе «штырь — конус», то есть стыковочная система одного корабля должна быть в виде штыря, второго — в виде конуса. И тут каждый боролся за то, чтобы быть «штырем».

На открывшейся сегодня выставке представлены уникальные экспонаты, в том числе сигнальная ракета с «Союза» с автографом командира Леонова, кабель передатчика, с помощью которого весь мир слышал переговоры космонавтов, а также журнал подготовки, который на одном из фотоснимков держит в руках Алексей Леонов. Именно в этот блокнот нужно было заглядывать в случае нештатных ситуаций на орбите. Героический полет советских и американских астронавтов стал началом оттепели между двух стран. Задача новых поколений — не обесценить тот труд и риск.

Связанные новости

Читайте также