Солдат из увольнительной попал в рабство в Дагестане

27.08.2011, 14:09

Видео программы «Сегодня»

Рядовой Андрей Попов из Саратовской области рассказал, как 10 лет назад его после очередной увольнительной обманом увезли в рабство в Дагестан. На родине его считают дезертиром.

В Саратовской области военная прокуратура разбирается в судьбе рядового Попова, который больше 10 лет считался дезертиром. Он вернулся домой несколько дней назад. Утверждает, что с 2000 года находился в рабстве на одном из кирпичных заводов Дагестана. Все это время его искали по всей стране, но безрезультатно.

Репортаж корреспондента НТВ Сергея Савина.

Десять лет назад после увольнительной Андрея проводили назад в часть, но туда он не вернулся. Матери объявили: сын — дезертир, а позже добавили неопределенное «пропал без вести». У Нины Михайловны до сих пор дрожат руки: после стольких лет тишины и неизвестности Андрей все-таки нашелся. Как-то поздно вечером он просто постучал в окно. Родная мать признается: не узнала.

Нина Чипиго, мать Андрея Попова: «Когда он голову поднял, я увидела глаза и руки. Он сказала: „Мама…“ Тут я, конечно, уже узнала».

В тот день поговорить с домашними удалось всего пару часов. Андрей поел, умылся и лег спать. Рано утром всей семьей пошли в полицию. Там Попова арестовали и посадили в камеру за дезертирство. Еще семь дней он просто сидел в изоляторе. Полицейские в саратовскую военную прокуратуру звонить не стали — отправили письма. Некоторые из них, кстати, еще так и не дошли.

Родственник Андрея Попова: «Военная прокуратура даже не знала о том, что его задержали».

Только когда история о дезертире-рабе получила огласку, Попова забрали из изолятора и отправили в военную часть в Саратов. Следователям и журналистам он рассказал совсем не армейские байки: опоили в поезде, пришел в себя уже в Дагестане. Все это время он был в Каспийске на некоем кирпичном заводе в качестве раба, жили в вагончиках под постоянным контролем.

Андрей Попов: «Рабочие должны всю работу делать. А есть там те, что кто просто смотрит за рабочими. Местные, дагестанцы, там не работают».

Военные медики подтвердили следы многочисленных травм.

Андрей Попов: «Был перелом. Все это освидетельствовано, все снято».

Только третья попытка побега оказалась удачной. Домой добирался 20 дней, пешком и на попутках.

Евгения Мальцева, главное военно-следственное управление СКР: «В настоящий момент в отношении Попова избрана мера пресечения в виде наблюдения командованием воинской части. Если будет установлено, что самовольное оставление части вместо службы явилось следствием и стечением тяжелых обстоятельств, то данное лицо в соответствии с применением статьи 337 УК РФ может быть освобождено от уголовной ответственности. Расследование уголовного дела продолжается».

Андрей Попов утверждает, в деле уже есть свидетели, которые его опознали. За прошедшие 10 лет военную часть, где должен был служить боец, расформировали, а его родная семья увеличилась в два раза. Теперь по закону Андрей обязан дослужить положенный срок — около двух месяцев.

Примерно столько же времени займет расследование, которое ответит на главный вопрос — где все эти годы был молодой человек: в рабстве или в плену собственных иллюзий. Если его вина в дезертирстве будет доказана, ему грозит до семи лет лишения свободы. Впрочем, в его семье заявили: главное, что Андрей вернулся, теперь без поддержки его никто не оставит.

Читайте также