Оккупированный Петергоф в фотохронике Вермахта

26.08.2011, 14:49

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В музее-заповеднике «Петергоф» открылась выставка фотографий, сделанных немецкими солдатами в годы оккупации и послевоенное время.

«Петергоф: фотолетопись страшных дней». В государственном музее-заповеднике открылась выставка немецкой фотохроники. На аллеях Верхнего сада выставили коллажи снимков времен оккупации и послевоенных лет.

Кадры уникальны, как необычна и история создания экспозиции. Три недели назад в музей пришли два петербургских молодых ученых и предложили провести такую выставку. Предоставив фотопленки и не попросив за их использование ни копейки.

Как ученым удалось получить уникальную хронику, расскажет корреспондент НТВ Катерина Правдина.

Здесь, в тени аккуратно постриженных лип, на вытоптанных тысячами туристов дорожках, совсем рядом с сияющим Большим дворцом Петергофа — кадры горящего и взорванного того же дворца и снимки немецких офицеров, прогуливающихся по парку. И то ли от такого соседства, то ли от того, что так действительно было, даже сегодня и не только музейным работникам становилось как-то не по себе.

На открытии Елена Кальницкая, как ни старалась, слез не сдержала. И не потому, что, будучи директором, могла оценить восстановительные работы, проводимые в музее десятилетиями. А потому, что эти кадры трогали по-особому.

Ведь это не хорошо знакомая официальная фотохроника военных корреспондентов, а снимки из семейных архивов немецких солдат. Как сегодня пикники, детские праздники и юбилеи, они в 1941–1943 снимали себя. На руинах и в царских интерьерах.

Елена Кальницкая, директор ГМЗ «Петергоф»: «„Трудно себе представить, как могли цивилизованные, образованные люди позировать и фотографироваться на фоне горящих памятников культуры. Даже если это вражеские памятники. А для них Россия была врагом. Поэтому в этой выставке столько всего человеческого, философского, и ее исторический смысл, конечно, огромен“.

Доступны эти снимки стали, благодаря двум молодым историкам. На известном мировом интернет-аукционе они дотошно искали и выбирали неизвестные кадры военных лет. Продавцы — не собиратели, а, скорее, родственники тех, кто в войну оказался оккупантом Петергофа.

Для петербургских обладателей фотоценностей они не только часть уникальной коллекции, но и удивительный материал для исследований, который предлагает ученым новые исторические версии.

Баир Иринчеев, историк: Здесь, на фотографии 1943 года, видим, что статья Самсона все еще стоит в парке. И здесь мы видим тот же год, когда немецкие офицеры гуляют по парку, и Самсона уже нет. Явно видно, что Самсон упаковали и увезли немцы. Где он затерялся мы уже не знаем. Но хотя бы какую-то более правдоподобную историческую версию, гипотезу на этом уже можно строить».

Снимок горящего дворца, датированный 41 годом, ставит под сомнение и предположение, что здание сгорело от удара советской артиллерии, который был нанесен позже — во время рождественского приема в парадных залах.

Чаще других здесь встречаются кадры солдат Вермахта в готических конюшнях. Кажется, немцы проводили там много времени. Фотографы с интересом фиксировали военные будни.

Пленные морские десантники, перевозка печи на санях… Вот кто-то, кажется, с грустью смотрит на море с верхней террасы Большого дворца и на полыхающий город. И рядом как будто ради веры в мирное будущее снимок, сделанный уже в освобожденном Петергофе в 44-м — расчистка верхнего парка. Спустя два года в нем снова запустили фонтаны.

Читайте также