Троицкий раскоп преподнес уникальные находки

22.08.2011, 17:48

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Великом Новгороде археологи подводят итоги плодотворного сезона — 2011.

В Великом Новгороде археологи нашли ожерелье, рассыпанное более тысячи лет назад. Находка оценивается как редкая, поскольку обнаружены не отдельные бусины (в этом нет никакой уникальности), а почти все ожерелье.

Украшение нашли на знаменитом Троицком раскопе, для которого этот год стал последним. Ученые дошли до материка, и после 11 лет работы на нем будут законсервированы. Вообще же этот археологический сезон принес ученым немало удивительных находок.

О некоторых из них расскажет корреспондент Андрей Курицын. Репортаж НТВ.

Обычно дождь вредит новгородским археологам: глинистые траншеи быстро заполняются водой и превращаются в непролазное болото. Но здесь непогода только помогла. На небольшом островке песчаной почвы ливень буквально вымыл артефакты на поверхность. В XIV веке на этом месте был церковный погост.

Александр Бадалов, археолог: «Погребения располагаются очень плотно, очень кучно. Здесь хоронили, подзахоранивали, делали двойные могилы, чтобы максимально использовать этот участок».

Территория — около гектара и больше сотни могил. Что удивительно: большинство умерших были небольшого роста, не более 150 сантиметров. Возможно, до сих пор неизвестная историкам эпидемия погубила юных граждан средневековой республики.

Олег Олейников, научный сотрудник Российской академии наук: «Каждое погребение будет исследовано на болезни. По сохранности костей, по их отложениям можно определить, от нехватки каких элементов человек умер. Например, была цинга, были какие-то отложения солей. Может, рваные, колотые раны на черепе».

Пока антропологи выясняют, чем болели новгородцы, историки изучают рацион обитателей этих земель. Впервые за время раскопок в этих местах буквально в двух шагах от кладбища нашли древние погреба, так называемые ледники. Глубокие ямы в песке местным жителям 300 лет служили для хранения скоропортящихся продуктов.

Олег Олейников, научный сотрудник Российской академии наук: «Яма была обшита деревом, по весне забивалась льдом с Волхова. И в течение долгого времени, может быть, всего лета, получался такой холодильник».

Эти находки должны были стать главным открытием сезона, если бы все внимание к себе вдруг не привлек другой, на первый взгляд, неприметный артефакт. Эти клещи для получения именных печатей, по-гречески булл. Отсюда и название пошло — буллотирий.

Его уже сравнивают с первой берестяной грамотой. Такой буллотирий — чрезвычайно редкая находка. До сих пор ученым были известны всего три подобных инструмента. Все византийские и найдены еще в XIX веке.

Обычно после смерти или ухода владельца от дел именные щипцы с матрицей уничтожали. Но от этого инструмента в XIV веке пытались избавиться, очевидно, второпях. Просто выбросили его в колодец. В этом срубе он и пролежал до наших дней.

Двухметровый слой глины и воды законсервировал и хорошо сохранил бревна. Трудно поверить, что им шесть сотен лет. А вот щипцы сильно заржавели. Инструмент сразу отправили на реставрацию, и фотографии — единственные доступные пока изображения редкого буллотирия.

Уже известно: он принадлежал новгородскому посаднику XIV века Йесифу, боярину Прусской слободы. Пролить свет на историю находки могли бы берестяные грамоты, но в этих раскопах письменных источников не нашли. Пришлось обойтись оттисками чиновничьих печатей.

Сергей Трояновский, руководитель Центра археологических исследований (Великий Новгород): «Печати имеют отношение к документообороту. Ими скреплялись различные письма, завещания, долговые расписки. Изучая разные виды печати, принадлежавшие князьям, епископам, другим чиновникам Новгородской республики, других княжеств, можно, в общем-то, восстановить в целом развитие всего этого разнообразного политического устройства не только Новгорода, но и Древней Руси».

Этим летом раскоп на улице Добрыня принес археологам и вторую уникальную находку сезона — печать внука Ярослава Мудрого, Олега Святославовича. Князь Черниговский испортил себе репутацию дружбой с половцами. В «Слове о полку Игореве» его за это даже именуют Гореславичем.

Сергей Трояновский, руководитель Центра археологических исследований (Великий Новгород): «Здесь греческая надпись, говорящая о том, что этот князь — Олег, он же Михаил — „архонт Росеи“. Страны, которая у греков называлась Росею уже тогда, в X- XI веках. То, что со временем станет Россией через два „эс“».

Эта печать конца XI века — точнее, ее оттиск на свинцовой пломбе, положила начало почти детективной истории. Она указывает на неизвестный исторический поворот. Между Новгородом и южными землями, где правил Олег, оказывается, была тесная связь.

Подробности этих взаимоотношений археологи будут раскапывать, скорее всего, уже в следующем сезоне. А пока приходится обходиться, в основном, лабораторной работой: затяжные дожди полностью залили раскоп.

Читайте также