Из капитализма в коммунизм: как Китай защитит Гонконг от влияния США

05.07.2020, 20:05

Видео программы «Итоги недели»

Новый закон о безопасности Китая предполагает, что Гонконг де-факто прекращает быть особой территорией, обязан жить по всем китайским законам и подчиняться китайским органам власти. Принятие этого закона смотрится даже не шагом, а прыжком в будущее, из капитализма в коммунизм, потому что это должно было произойти только в 2047 году. Это Китай в 1997 году обещал Маргарет Тэтчер, когда та отдавала ему Гонконг, последнюю британскую колонию, и просила 50 лет не менять капиталистический уклад его жизни. Это называлось «одна страна — две системы».

Пока непонятно, чем этот скачок закончится, ведь американцы уже показательно поставили два своих авианосца в Южно-Китайском море наблюдать за китайскими морскими маневрами и объявили официально, что компания Huawei — угроза их национальной безопасности.

Саудиты объявили, что готовы снова начать войну цен на нефтяном рынке, наказать Анголу и Нигерию, у которых Китай покупает нефть. Получается, что американцы пытаются решить для себя китайскую головоломку: как санкциями и пошлинами заставить тех, кто для них производит все, играть исключительно по их правилам.

Си Цзиньпин совершенно не готов обсуждать с кем-то свои решения, и Гонконг сейчас — проверка связи и внутри страны, и снаружи. Ведь если Китай сделал шаг вперед, вряд ли есть аргументы, которые заставят его пойти в обратную сторону.

Гонконгская оппозиция 23-ю годовщину перехода бывшей британской колонии под китайский суверенитет встречает погромами, поджогами и захватом торгового центра. Чтобы остудить пыл демонстрантов, полиция применяет водометы и слезоточивый газ. После затянувшегося уличного хаоса Гонконг получил закон о национальной безопасности. Теперь вместо призывов разойтись провокаторы могут услышать реальные обвинения в терроризме и подрыве государственной власти и получить тюремный срок вплоть до пожизненного.

Едва закон вступил в силу, среди 400 задержанных появились первые обвиняемые. Один из них — 23-летний мотоциклист, который с призывом к революции и на полной скорости протаранил отряд полиции.

Эприл Чан, жительница Гонконга: «Свобода — это то, как мы ведем себя сами. Она не дается правительством или народом, мы должны вести себя как свободные люди».

Всего за год такой свободы показатели финансовой столицы Азии впервые за десятилетие ушли в минус. Деньги, как известно, любят тишину, а беспорядки сильно ударили по репутации мегаполиса. Для Оксаны, руководителя туристической компании, этот год стал настоящим испытанием — протесты, пандемия, снова протесты. Ежегодно Гонконг принимал около 40 миллионов гостей, но еще до закрытия границ поток упал практически до нуля. Один из самых благополучных городов мира стал опасным даже для жителей.

Оксана Шматок, руководитель туристической компании в Гонконге: «Когда мирные митинги начали переходить в акты вандализма, я называю эти вещи так, как называю, своими именами, у нас сразу сократились потоки. Перед каждым прибытием спрашивали, насколько безопасно. Аннуляции шли одни за другими. Много людей стали уезжать из Гонконга именно с детьми, выходные превращались в полный коллапс».

Жители Гонконга, как и власти города, надеются, что новый закон положит конец беспорядкам и иностранному вмешательству, которое стало в последнее время слишком очевидно.

Майкл Помпео, госсекретарь США: «Мы проделали действительно хорошую, важную работу, пытаясь защитить свободы жителей Гонконга. И те факты, которые мы видим сейчас, в корне противоречит принципу „одна страна — две системы“. Я сожалею об этом».

Закрыв банковские счета, лидеры оппозиции, которые вывели людей на акции неповиновения, сами тут же поспешили скрыться за рубежом. Одного из протестующих, ранившего полицейского ножом, задержали прямо перед вылетом в Лондон.

Великобритания, уже готова раздавать гонконгским беженцам паспорта Ее Величества. Несмотря на то, что Соединенное Королевство утратило колонию еще в 1997 году, влияние бывшей метрополии здесь по-прежнему ощутимо, говорит учитель одной из государственных школ Гонконга. Специальные образовательные программы и практически полная автономия от Китая позволили Западу привить нужные им идеи со школьной скамьи.

Ильнур Минахметов, учитель: «В основном выходила молодежь, так как ими легко управлять. Я сам видел, как мои учащиеся получают сообщения разные на телефон. Они сразу всему верят, нет такого понятия, как факт-чекинг — проверка на факты. Образец демократии для молодежи — США, хотя они ни разу там не были».

В Соединенных Штатах закон о нацбезопасти еще до официальной публикации стал поводом для антикитайских санкций. Вслед за отменой льготного для Гонконга таможенного режима Белый дом запрещает поставку военной продукции, а китайским чиновникам — въезд в США. Отношения между странами Трамп называет «сложной игрой», сравнивая с покером. Ход Пекина последовал незамедлительно.

Чжао Лицзянь, официальный представитель МИД КНР: «Китай — не напуганный ребенок. Попытка США заблокировать закон о нацбезопасности Гонконга путем введения санкций никогда не увенчается успехом. В ответ на неправильное поведение американской стороны Китай примет необходимые контрмеры для защиты собственных национальных интересов».

Понимая, что Китай не отступит, Вашингтон открывает еще один фронт борьбы, обвиняя Пекин в притеснении уйгуров, их рабском труде и даже стерилизации женщин. На территории КНР проживает 56 народностей. Уйгуры — одни из самых многочисленных представительств, это почти 11 миллионов человек. Нетипичную для Поднебесной архитектуру с восточным колоритом можно увидеть даже в Пекине. Смешение культур в многонациональном Китае подчеркивается на уровне официальной идеологии. Но в Америке все готово, чтобы защищать уйгуров от «коммунистической агрессии». Подписанный Дональдом Трампом документ уже позволяет Вашингтону применять санкции. Конфронтация явно обостряется, ее последствия на себе ощутят даже аспиранты. США намерены аннулировать тысячи виз.

Из-за подозрения в шпионаже Америка всерьез рассматривает полный запрет учебы для студентов из Поднебесной. За этим могут свернуть программы обмена и совместных научных проектов. При этом на долю людей с китайскими фамилиями приходится до 10% всех новых патентов, регистрируемых в США.

Подобные меры способны навредить и самим Соединенным Штатам. Примеры в истории были. Во времена охоты на ведьм ФБР обвинило китайского студента в пособничестве коммунистам. Его выгнали из страны, а спустя годы Цянь Сюэсэнь стал отцом китайской космонавтики. Сейчас КНР ускоряет создание университетов мирового класса внутри страны, чтобы молодежь не уезжала за высшим образованием за рубеж.

Усиление образовательной программы в скором времени собираются обсудить и в Гонконге, ведь отдельные высказывания преподавателей не раз вызывали скандал. Например, один учитель начальных классов убеждал, что вовсе не Британия, а Китай в XIX веке подсаживал людей на опиум и развязывал ради этого войны. В Гонконге уже увидели наглядно, к чему приводит вольная трактовка, потому и закон о национальной безопасности — это еще и про порядок в истории.

Связанные новости

Читайте также