Августовский путч. Как это было

19.08.2011, 18:55

Об августе 1991 года, изменившем ход российской истории, вспоминают в эти дни участники тех далеких событий.

19 августа 1991 года, когда по центральному российскому телевидению показывали балет «Лебединое озеро», в Москву вошли танки. В стране было введено чрезвычайное положение, почти все центральные газеты, телеканалы и радиостанции прекратили работу.

Эти летние дни навсегда войдут в историю современной России, став водоразделом между советским прошлым и российским настоящим. Попытка государственного переворота, предпринятая кучкой людей, потерпела фиаско.

Делегация, которую потом весь мир узнает, как членов ГКЧП, прилетела 18 августа из Москвы в Фарос, где на даче отдыхал Михаил Горбачёв.

Николай Рыжков, в 1985–1900 гг. — председатель Совета министров СССР: «У Михаила Сергеевича немножко головка пошла кругом».

Руслан Хасбулатов, в 1991–1993 годы — председатель Верховного совета РФ: «Если б этого не произошло, то в какой-то форме Союз, конечно, мы бы сохранили».

В это время вполне здоровый президент встречался с прилетевшими Баклановым, Варенниковым и другими заговорщиками, о чем позже расскажет в путаном интервью. Записывали его в холле главного дома.

Михаил Горбачёв: «Эта группа лиц от имени так называемого комитета по чрезвычайному положению. Предложила мне издать указ о возложении обязанностей президента на вице-президента Янаева, что мною было отвергнуто».

А на улицы Москвы выходили тысячи граждан, готовых отстаивать свое право определять будущее страны. К Белому дому были стянуты войска — 15 тысяч человек, — танки, бронетранспортеры, спецназ, КГБ и МВД. Если бы эти силы пришли в движение, практически безоружных защитников Верховного совета смели бы в считанные минуты. Но приказ о штурме так и не прозвучал.

Однако совсем избежать жертв не удалось. Трое молодых людей попытались остановить колонну бронетехники и погибли под колесами БМП. Спустя три дня все было кончено. ГКЧП был низвергнут, гибель ребят признали трагической случайностью.

Очевидцы тех трагических событий вспоминают, как все это было.

Лев Пономарев, правозащитник: «Пару слов о том, почему у них ничего не получилось. Дело в том, что москвичи тогда чувствовали себя не объектами политики, как сейчас, а субъектами. Они участвовали в свободных демократических выборах и они выбрали президентов России Ельцина. Они же выбрали депутатов РСФСР. Я был одним из них и точно знаю — тогда деньги не играли никакого значения. И эти самые москвичи знали, что путч направлен не просто против Ельцина и депутатов, но лично против каждого их них. Потому они вышли на улицу. И не по призыву Ельцина или приказу, а по собственному зову души и сердца».

Родные погибших, со смертью которых, по сути, и настали «лихие 90-е», сейчас пытаются понять, зачем все это было нужно и нужно ли.

Любовь Комарь, мать погибшего Дмитрия Комара: «Я считаю себя матерью героя и я горжусь тем, что мой сын — герой. Я не думаю, что все события 20-летней давности произошли совсем уж зря. Тем не менее в итоге вышло не совсем то, чего хотелось лично мне. Да мне-то ничего не хотелось. Мне хотелось, чтобы сын из Афганистана пришел. Мы готовились к свадьбе, политикой мы не занимались. Воспитывали детей, учеба, работа, дети, семья — вот чем мы занимались. И в эту проклятую политику никто из нас не совался».

Не осталась в стороне и телекомпания НТВ. Смотрите сегодня, в 23:20, премьеру документального цикла «СССР. Крах империи». Обозреватель НТВ Владимир Чернышёв встретился с участниками и свидетелями исторических событий, чтобы задать неудобные вопросы и получить откровенные ответы.

А в воскресенье ведущие и гости программы «НТВшники» будут искать ответ на вопрос, был ли переворота шанс на успех. Смотрите «ГКЧП. Расследование» 21 августа, в 22:50.

Связанные новости

Читайте также