Холст Русского Пикассо искусно подделали

10.08.2011, 17:07

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургский коллекционер поставил под сомнение подлинность картины Бориса Григорьева. Специалисты из центра Грабаря опасения подтвердили.

В кругах петербургских коллекционеров разгорается скандал. Подлинность картины Бориса Григорьева, оценку которой давали в том числе ведущие специалисты по русскому авангарду, поставлена под серьезное сомнение.

Художник последние несколько лет прочно утвердился в списках мировых аукционных домов как «миллионник». Владелец картины «В ресторане» (другое название «Парижское кафе») теперь намерен добиться материальной компенсации.

Корреспондент Андрей Курицын познал настоящее искусство. Репортаж НТВ.

Три года назад Андрею Васильеву предложили работу авангардиста Бориса Григорьева. Коллекционер купил картину, не раздумывая и безо всяких экспертиз. Во-первых, полотна Григорьева в последнее время очень популярны на мировых аукционах. Во-вторых, происхождение картины, так называемый провенанс, ценителю живописи показался безупречным.

Андрей Васильев, коллекционер: «Если бы она не имела этого провенанса, а имела бы какие-то там технологические бумажки, то, как это ни парадоксально, это напротив свидетельствовало бы против нее».

На первой же выставке в Москве специалисты усомнились в подлинности картины. А затем эксперты из центра Грабаря провели химико-технологическую экспертизу и подтвердили худшие опасения коллекционера.

Владислав Кириллов, начальник антикварного отдела КМ ГУВД по Санкт Петербургу и Ленобласти: «Те пигменты, которые использовал художник во время написания этой картины, с точки зрения провенанса, который предварительно был, эти пигменты использовались в более поздний период времени, нежели творчество самого Григорьева».

Владелец признается: заключением московских специалистов был шокирован и решился на повторную экспертизу в Петербурге. Там, где хранится подлинник Григорьева.

Сомнительную картину коллекционер передал на экспертизу и хранение в Русский музей в марте этого года. И так случилось, что всего месяц спустя здесь же открылась одна из крупнейших за последние годы выставок Бориса Григорьева. Но оригинал той самой картины «В ресторане» в зале увидеть невозможно. Музейщики оставили ее в запаснике.

Возможно, не хотели таким образом провоцировать скандал. Ведь подлинник Григорьева ни разу не экспонировался, а единственную репродукцию картины опубликовали еще в 1914 году, и печать была невысокого качества.

Андрей Васильев, коллекционер: «Такого рода фальшивка, если это фальшивка, разумеется, была изготовлена человеком, который держал в руках оригинал, который видел оригинал, который очень хорошо все знает и понимает. А таким человеком мог быть только тот, кто вхож в то место, где этот оригинал хранится».

По другой версии, копия могла быть написана еще в советские годы, когда подлинник находился в частной коллекции. Сейчас этим делом занимается следственный отдел Петроградского РУВД. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье «Мошенничество».

Прокомментировать это дело мы попросили искусствоведа Елену Баснер. В конце 80-х она составила описание той самой картины Григорьева. Но сейчас Баснер находится в Финляндии и общается только через СМС.

Елена Баснер, искусствовед: «Я не отказываюсь дать свой комментарий, но при всем желании не могу этого сделать в данный момент. Мне предъявлено довольно серьезное обвинение, и я должна его опровергнуть убедительно: привести факты, продемонстрировать материалы, подтверждающие мою правоту. И для этого мне нужно вернуться в Петербург».

В Советском Союзе эмигранта Григорьева — из России он уехал сразу после революции — не жаловали и даже обвиняли в порнографии. На родине работы художника впервые экспонировались только в 2006-м в частной галерее.

И, по отзывам критиков тех лет, подделать авангардиста очень сложно. Например, на одной из картин одного только черного цвета — 18 оттенков.

Юрий Гоголицын, искусствовед: «Человек, который хорошо подделывает „малых голландцев“ или Рубенса, или Репина, должен обладать к тому же и манерой Рубенса, и манерой Серова, и манерой какого-нибудь придворного художника времен Петра I. К сожалению, наши художники по сравнению с Григорьевым пока еще на очень низкой ступени своего ремесленного развития».

Его называют русским Пикассо и российским Дали. Один из самых известных и дорогих портретистов 1910-х годов до сих пор пользуется невероятной популярностью. Не зря в свое время художник говорил своей жене: «Теперь век торговли, а у нас такой прекрасный товар».

Читайте также