Ценители архитектуры встали на защиту дореволюционного Токсовского вокзала

10.06.2020, 19:02

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Жители поселка Токсово, краеведы, эксперты Международного совета по сохранению памятников и политики просят власти Ленобласти сохранить старый вокзал, который РЖД хочет демонтировать в ходе реконструкции.

Северный модерн в облике старого Токсовского вокзала «Урхо Пяллия» сегодня тщательно скрывает сайдинг. Им дореволюционное здание 1916 года постройки закрыли в 2008-м во время ремонта. Но очертания старой постройки современной обшивке уничтожить не удалось.

И теперь у экспертов и краеведов задача — сохранить содержимое и, описав предметы охраны, добиться статуса памятника. Именно его отсутствие позволило собственникам разработать проект реконструкции, подразумевающий снос и воссоздание, которое специалисты называют лукавством.

Токсовский вокзал стал единственной темой рабочей группы петербургского отделения Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) еще в конце марта. Тогда эксперты, проанализировав иконографические материалы, истории ремонтов и перестроек, убедились, что оригинальные объемы и конструкции сохранились и поддержали инициативу местных краеведов, просящих власти включить вокзал в реестр памятников.

Такую заявку они подали еще в конце прошлого года. Но ответа так и не получили. В свое время именно жители Токсова отстояли водонапорную башню рядом с вокзалом, имеющую к нему непосредственное отношение. И это еще один довод.

Ответственные чиновники молчание оправдывают пандемией, но заверяют, что сейчас работа комиссии возобновлена. Тем временем у РЖД оказался готов проект реконструкции. Отсутствие охранного статуса позволило не проводить историко-культурную экспертизу и довольствоваться лишь техническим обследованием.

За время эксплуатации внутри старого вокзала появилось множество некапитальных перегородок, за которыми располагаются службы железной дороги. При этом само здание сохранило историческую планировку в габаритах стен сруба, отмечает корреспондент НТВ Катерина Правдина.

Железнодорожники намерены разобрать сруб до валунного фундамента, утопшего в культурном слое, и на нем поставить новое здание. Но планы будто изменились. Хотя свой проект они по-прежнему планируют реализовывать.

Связанные новости

Читайте также