Коттедж с видом на погост

02.08.2011, 17:00

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Жители Выборгского района пытаются запретить возведение частного дома рядом с Шуваловским кладбищем.

В Выборгском районе жители наоборот выступают за снос здания, которое еще только строится. Дело в том, что владелец участка, вплотную примыкающего к Шуваловскому кладбищу, решил возвести на нем жилой дом.

И самое удивительное, что такое соседство с погостом совершенно не смущает адвоката. Защитники постоянно проводят акции, пишут жалобы во всевозможные инстанции, а дом тем временем все выше.

Насколько законна такая стройка, выясняла корреспондент НТВ Юлия Олещенко.

Олег Куликов — краевед и примерный прихожанин Спасо-Парголовского храма — регулярно водит экскурсии по Шуваловскому кладбищу. Здесь покоится немало известных личностей: первый в Российской империи доктор тибетской медицины Бадмаев, легендарный капитан Воронин, предки Виталия Бианки и Ольги Бергольц.

Но в последнее время самый популярный маршрут — вдоль первого ряда захоронений. Все хотят знать, кто из покойников оказался на задворках частного коттеджа, стены которого выросли меньше, чем в метре от кладбищенской ограды.

Андрей Роганков, житель Выборгского района: «Наши предки были не дураки и строили погосты всегда на удалении от жилых домов, от деревень. За километр, более, Здесь въехали домом в могилы, уперлись, построили на костях свое жилье».

Районные власти в ответ возмущенным жителям заявили, что наказать застройщика не в их компетенции, но близость соседства живого и мертвых зафиксировали документально. Тем более что отрицать очевидное невозможно.

Олег Куликов, прихожанин Спасо-Парголовского храма: «Как вы видите, расстояние от границ кладбища до начала стройки минимальное. Местами меньше метра. Строительство идет практически вплотную. Что самое возмутительное, был снят грунт прямо под могилами кладбища».

Согласно действующему федеральному законодательству, вокруг кладбищ устанавливается санитарно-защитная зона. Максимум километр, минимум 50 метров. В данном случае речь может идти о 300. В управлении Госстройнадзора признались, что довольно часто решают проблему разрастания кладбищ в сторону жилых массивов. Но чтоб человек добровольно теснил усопших, наступая на кости.

Вячеслав Захаров, начальник Управления Государственного строительного надзора: «Чтобы люди на кладбище, такое в моей практике впервые. Мы все поудивлялись, каким образом этот участок появился и сформировался, и как он сформировался?»

В комитете по земельным ресурсам объясняют: границы кладбища на момент формирования участка не были установлены, санитарные нормы не действовали. И вообще с середины 90-х проблемный участок принадлежал церкви. На его территории действительно стоял дом, поскромнее новостройки, но все же имевший статус жилого.

Геннадий Лебедев, первый заместитель председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга: «Так как церковью были зарегистрированы права на объект недвижимости, то соответственно церковь оформила права и провела перерегистрацию прав по сделке купли-продажи».

Получается, с юридической точки зрения, счастливый обладатель 13 соток с видом на надгробия, чист. А моральные нормы у каждого свои.

Наталья Глазунова, житель Выборгского района: «Сам застройщик, когда мы с ним разговаривали, признался, что эти нормы нарушил. И по этому поводу сам сказал, что ничего страшного в этом нет».

Интересно, что на интервью ни собственник участка, ни его представитель не решились, хотя незримо присутствовали. В день съемки у кладбища дежурили вызванные полицейские, а один из строителей срочно переквалифицировался в операторы. Но к активистам, собирающим подписи в защиту кладбища, будущий новосел так и не вышел.

Общаться с противниками строительства новые соседи старинного погоста не стремятся, возможно, предпочитая выяснять отношения в зале суда. Тем временем возмущение защитников кладбища растет с каждым днем. Там, где месяц назад при установке забора снесли вековой дуб, сегодня появилась свежая надпись.

По иронии судьбы среди ближайших соседей частника оказался известный скульптор Всеволод Лишев — автор памятника Грибоедову на Пионерской площади, где чаще всего митингуют градозащитники. Вряд ли этот факт повлияет на результат борьбы за сохранение кладбища, но, как заметил один из активистов, если не человеческий, то божий суд все равно разберется.

Читайте также