Польша признала роковые ошибки пилотов Качиньского

29.07.2011, 19:09

Видео программы «Сегодня»

А разбор нарушений в 36-м особом авиаполку, который перевозит ВИП-пассажиров, звучит убийственно.

Сегодня в Варшаве правительственная комиссия, расследовавшая причины крушения польского Ту-154 под Смоленском, представила журналистам и родным погибших итоги своей работы. Это 300-страничный доклад с подробным описанием гибели лайнера президента Польши Леха Качиньского в апреле прошлого года.

Согласно выводам российских специалистов из Межгосударственного авиационного комитета, самолет разбился из-за ошибок экипажа. Аналогичные выводы содержатся и в докладе польских экспертов, которые выяснили, что летчики борта №1 были плохо подготовлены к полету, а во время посадки допустили несколько роковых ошибок.

Польский доклад в Варшаве слушал корреспондент НТВ Айрат Шевалиев.

Длинная очередь журналистов на входе вполне характеризует тот интерес, с которым ожидали в Польше сегодняшнего события. 15 месяцев работала польская комиссия по расследованию причин катастрофы президентского самолета. Те политики, которые надеялись, что польские эксперты предложат версию событий, кардинально отличающуюся от выводов МАК, сегодня глубоко разочарованы. Доклад разнес в пух и прах всю систему организации полетов первых лиц Польши. А разбор нарушений в 36-м особом авиаполку, который перевозит ВИП-пассажиров, и вовсе звучит убийственно.

Мачей Лазек, комиссия по расследованию авиационных происшествий Республики Польша: «36-й авиаполк получал слишком много летных заданий, для которых не хватало экипажей. Не соблюдались нормы отдыха, обучение проводилось в спешке. Из полка в последние годы уволились опытные пилоты. Квалификация оставшихся была недостаточна. В день аварии только у бортинженера были действующие допуски к полету. Штурман был вторым пилотом на предыдущем полете и не успел отдохнуть. Вообще, он был плохо подготовлен к полету. Из всего экипажа только командир знал русский язык в достаточной мере для общения с землей».

Кроме изучения «черных ящиков» и документов, переданных Россией, польские эксперты провели и следственный эксперимент. На другом самолете Ту-154 они сымитировали тот трагический полет и результаты продемонстрировали собравшимся. Командир, который единственный владел русским, вел вместо штурмана переговоры с Землей, следил за полетом и должен был принимать решение об изменении маршрута. За этой суетой он не расслышал команды диспетчера начать снижение. Когда ошибка была обнаружена, снижались слишком стремительно.

Ошибочно определили высоту, и решение уходить на второй круг было принято слишком поздно, — когда до земли оставалось 39 метров. Как выяснили специалисты МАК, в кабине во время трагедии находился главком ВВС генерал Бласик, у которого был обнаружен алкоголь в крови. Сегодня журналисты неоднократно пытались выяснить, почему ни слова о нем в польском докладе нет.

Ежи Миллер, министр внутренних дел Польши: «Все решения о посадке экипажем были приняты еще до того, как в кабине появился генерал Бласик. Мы не считаем, что присутствие третьих лиц в кабине — это нормально. Но любой подобный рейс всегда сопровождается давлением со стороны высоких лиц и пилоты 36-го особого полка к этому готовы. И всегда с этим справлялись».

Польские специалисты посчитали также, что диспетчер аэродрома «Северный» не информировал экипаж об ошибках, которые он допускает. Кроме того, считают поляки, 30% осветительных приборов на земле либо не работали, либо не были видны из-за деревьев. Очевидно, эта попытка разделить ответственность за трагедию, ведь расследование катастрофы — важнейший фактор и внутренней польской политики. Правящая партия пытается избежать критики со стороны правых в лице брата погибшего президента Ярослава Качиньского. Итоги польского расследования сегодня прокомментировали в Межгосударственном авиационном комитете

Алексей Морозов, Межгосударственный авиационный комитет: «Недостатки, касающиеся оборудования аэродрома „Смоленск Северный“ и работы группы руководства полетами, отмечены в презентации Государственной комиссии Республики Польша, нашли свое полное отражение и в окончательном отчете технической комиссии МАК. Однако хочу подчеркнуть, что, по мнению технической комиссии МАК и привлеченных международных экспертов, эти недостатки не явились причинами авиационного происшествия. Некоторые выводы для нас пока непонятны.

В том числе уверенность, что командир воздушного судна не имел намерения садиться. Или что присутствие в кабине посторонних лиц, особенно главнокомандующего ВВС республики Польша не повлияло на решение командира воздушного судна и психофизиологического состояния членов экипажа».

В одном из залов канцелярии правительства доклад слушали родные погибших в катастрофе. Потом члены комиссии ответили на их вопросы. Докладчики не называли фамилий конкретных виновных. Это сделал польский премьер Дональд Туск, рассказавший о первых отставках.

Дональд Туск, премьер-министр Польши: «Министр обороны Богдан Клих подал прошение об отставке. Я эту отставку принял. Именно под его руководством была разработана инструкция по полетам первых лиц государства. Но она не была воплощена в жизнь».

Сегодняшний доклад, по сути, ставит точку в долгих разговорах о причинах авиакатастрофы. С этим, разумеется, не согласны польские правые. Брат-близнец погибшего президента Ярослав Качиньский сделал критику расследования основой своей предвыборной кампании. Ведь следующие парламентские выборы в Польше уже через несколько месяцев.

Связанные новости

Читайте также