Польского президента сгубил заспанный пилот

29.07.2011, 18:14

Видео программы «Сегодня»

Обнародованы результаты расследования авиакатастрофы польского самолета под Смоленском.

Сегодня Польша обнародовала свои выводы о причинах авиакатастрофы под Смоленском, унесшей жизни 96 человек, включая президента Леха Качиньского и других руководителей государства.

Ранее межгосударственный авиационный комитет непосредственной причиной падения самолета назвал ошибки экипажа, принимавшего решение под давлением со стороны высокопоставленных пассажиров.

Чтобы разобраться в произошедшем в Варшаву поехал корреспондент НТВ Айрат Шавалиев.

Это очень ожидаемое сегодня в Польше событие. Более 15 месяцев работала государственная польская комиссия по расследованию причин катастрофы под руководством министра МВД Ежи Миллера.

Несмотря на то, что в начале года были обнародованы итоги расследования МАК, поляки ждали своего расследования. Те же, кто ожидал, что эти итоги будут кардинально отличаться от итогов расследования МАК, наверное, сегодня глубоко разочаровались. Дело в том, что эксперты отмечают, что итоги совпадают почти во всем.

Более того, можно сказать, что итоги польского расследования очень жестки по отношению к польским властям. А уж по отношению к 36-му авиационному полку, который обеспечивает перелеты первых лиц государства, эти итоги просто убийственны. В начале доклада один из членов комиссии сегодня рассказал, в каком состоянии 36 авиационный полк подошел к этому злополучному полету.

Мацей Лазек
, член комиссии по расследованию авиационных происшествий республики Польша: «36-й авиаполк получал слишком много летных заданий, для которых не хватало экипажей. Не соблюдались нормы отдыха, обучение проводилось в спешке. Из полка в последние годы уволились опытные пилоты. Квалификация оставшихся была недостаточна. В день аварии только у бортинженера были действующие допуски к полету. Штурман был вторым пилотом на предыдущем полете и не успел отдохнуть. Вообще, он был плохо подготовлен к полету. Из всего экипажа только командир знал русский язык в достаточной мере для общения с землей».

Вопрос о том, что экипаж принимал решение о посадке под давлением со стороны высокопоставленных пассажиров, очень сильно интересовал сегодня журналистов на пресс-конференции. В докладе ни разу не прозвучала фамилия генерала Бласика, командующего ВВС, который, как следует из доклада МАК, находился в кабине пилота во время крушения самолета. Более того, у него в крови был обнаружен алкоголь. Так вот, сегодня пришлось несколько раз повторить этот вопрос. Мол, скажите, все же, почему ни разу в вашем докладе не прозвучала фамилия генерала Бласика? Не кажется ли комиссии, что само присутствие командующего ВВС оказывает давление на военный экипаж, даже если не было вербального давления? И что известно о содержании алкоголя в его крови?

МВД не стало уходить от ответа.

Ежи Миллер, министр внутренних дел Польши: «Все решения о посадке экипажем были приняты еще до того, как в кабине появился генерал Бласик. Мы не считаем, что присутствие третьих лиц в кабине это нормально. Но любой подобный рейс всегда сопровождается давлением со стороны высоких лиц и пилоты 36-го особого полка к этому готовы. И всегда с этим справлялись».

Если говорить о деталях того самого злополучного полета, то в докладе отмечается, что только командир судна действительно говорил по-русски на уровне достаточном для общения с землей. Именно поэтому с диспетчерами общался он, а не штурман, как это положено по инструкции. Он руководил полетом, он принимал решение об изменении полета. И поэтому он пропустил сигнал диспетчера на расстоянии 10 км от аэродрома, когда диспетчер скомандовал, что надо снижаться.

Когда же экипаж понял свою ошибку, то было слишком поздно. На второй круг уйти они уже не смогли, потому что приняли это решение, когда до земли оставался 31 метр. Также в докладе польские эксперты отметили, что российский диспетчер с земли тоже некорректно информировал экипаж о том месте, где они сейчас находятся. Кроме того, отмечается, что аэродром «Северный» не приспособлен для приема самолетов в таких условиях. Часть осветительного оборудования была не видна из-за деревьев, считают эксперты, а вторая — и около 30 процентов осветительных приборов не работали.

Кроме того, сегодня говорят, что вся эта история является попыткой польской стороны разделить ответственность. Дело в том, что это еще и фактор внутренней политики, ведь правые критикуют правительство Туска за то, что тот сотрудничает с российской стороной. Брат погибшего президента Качиньский, который собирается участвовать в следующих выборах, очень давит на премьера Туска. В общем, это очевидный реверанс в сторону правых польских.

Огласив итоги доклада, комиссия ушла общаться с семьями погибших, которые тоже находились здесь, в здании кабинета министров. А после свое отношение к докладу еще выскажет премьер-министр страны Дональд Туск.

Читайте также