Спектакль о потерянном поколении шокировал Францию

27.07.2011, 12:17

Видео программы «Сегодня»

Хореограф Борис Шарматц поразил публику Авиньонского фестиваля спектаклем «Ребенок». Французы жалуются министру культуры.

Сегодня ценители театрального искусства, которые в эти дни наблюдали за происходящим на французских подмостках, обмениваются впечатлениями об увиденном. Одним из самых обсуждаемых спектаклей Авиньонского фестиваля стала премьера хореографа Бориса Шарматца. Его «Ребенок» — так называется постановка — заслужил не только восторженные аплодисменты, но и немало гневных откликов, вплоть до обвинений в издевательстве над детьми.

Корреспондент НТВ Айрат Шавалиев посмотрел.

Истинных театралов, съезжающихся в июле на фестиваль, узнаешь издалека. У них всегда слегка безумный взгляд, они быстро глотают свой утренний круассан и бегут в кассы, которые разместились на территории средневекового аббатства. Услышав советское «билетов нет», они толкутся у доски объявлений, на которой иногда предлагается дефицитный театральный товар. Среди не теряющих надежду — русская парижанка Татьяна.

Татьяна Житенко: «Лучше планировать свою поездку где-то за полгода, даже если ты живешь во Франции».

Татьяна уже понимает, что не сможет реализовать заветную мечту каждого авиньонского зрителя — попасть внутрь знаменитого папского дворца, который на месяц превращается в главную театральную площадку мира. Свой первый расцвет город Авиньон пережил еще в XIV веке, когда в этом дворце находилась резиденция римских пап. Своего следующего звездного часа городу пришлось ждать пять веков. Оказалось, что эти древние стены — идеальная декорация для крупнейшего театрального форума в мире.

Пока зеваки довольствуются незатейливым уличным шоу перед дворцом, двор папской резиденции заполняют счастливчики. Здесь всегда проходит главное шоу фестиваля. В нынешнем году — это спектакль «Ребенок» французского режиссера Бориса Шарматца.

Взрослые актеры выносят на сцену два десятка безвольных спящих детей, что, очевидно, символизирует инфантильность и потерянность молодого поколения. Полтора часа взрослые кидают детей, таскают их по полу, выделывают такое, что зритель возмущается, куда смотрят органы опеки. Но ни один ребенок в ходе спектакля не пострадал: к финалу они, обретя силу, в буквальном смысле садятся родителям на голову.

Несмотря на обязательные овации, утром все главные газеты вышли с возмущенными рецензиями. «Авиньон превратился в убежище снобов и сектантов». А группа зрителей и вовсе написала коллективное письмо министру культуры, требуя вернуть Мольера на авиньонские подмостки. У зрительницы Татьяны — свои пожелания.

Татьяна Житенко: «Очень жалко, что не приезжают сюда уже несколько лет российские труппы, режиссеры местных театров очень печалятся, потому что такая все-таки связь России с Францией постоянно поддерживается, особенно в культурном плане».

Редкая афиша, за которую цепляется взгляд человека из России, — «Лё Баба Яга». Нам есть, оказывается, что предложить театральному миру кроме пьес Чехова и метода Станиславского.

Девочка по имени Василиса живет в лесу под названием «тайга» и встречает там «лё Бабу Ягу». Добрый детский спектакль французской труппы всегда идет с аншлагом. Выйдя из зала, зритель натыкается на акцию протестующих против атомной энергетики, и уже невозможно понять: это настоящий митинг или часть веселого авиньонского уличного абсурда.

Читайте также