Новейшая «стрекоза» ручной сборки

16.07.2011, 09:32

Видеосюжет: Омар Магомедов
Видео программы «Сегодня»

Житель Дагестана и днем и ночью думает о покорении небесных просторов.

Надим Гашимов не только научился управлять вертолетом, но и, не имея образования конструктора, сам начал создавать аппарат. И получается у него это так, что несколько разработок пришлось запатентовать. Кстати, ими уже интересуются западные компании.

С изобретателем встретился корреспондент НТВ Омар Магомедов.

Надим Гашимов: «Это вертолет Ми-2, купили фюзеляж в 2006 году, потом потихоньку его собрали, довели до летного состояния».

На реконструкцию вертолета 1976 года выпуска Надим Гашимов потратил более пяти лет и почти все сбережения. Родственники и односельчане упрекали: мол, опять витает в облаках. Отношение к изобретателю изменилось, когда Ми-2, вопреки прогнозам скептиков, оторвался от земли.

Пилотированию взялся обучать летчик с 30-летним стажем Валерий Власенко. Опытный инструктор признается: летать на вертолете ручной сборки ему еще не приходилось.

Валерий Власенко, летчик-инструктор: «Тут не то слово — удивлен. Подъезжаешь, вроде и дорога неказистая, и горы, и как тут? В общем, как человек это сделал? Значит, большое стремление у него».

Окрыленный успехом, изобретатель намерен построить на окраине села миниаэродром. Рабочие уже возводят жилой дом, на очереди — метеостанция и вертолетные площадки. К полетам над головами соседи привыкли, но поставили летчикам жесткие требования: не шуметь утром и ночью.

Местная жительница: «Шум бывает, пыль бывает. Ну, ничего — экзотика, не у всех же вертолеты летают!»

Это только кажется: поднялся в воздух и свободен, как птица. Но в небе свои правила движения. Строгих инспекторов ГИБДД там, конечно, не встретишь, но схлопотать штраф за нарушение вполне реально. В прошлом году свободолюбителей стало еще больше. Достаточно предупредить диспетчера, согласовать с ним примерный маршрут полета, главное — не подниматься выше 300 метров.

Не имея даже среднего технического образования, за несколько лет Надим Гашимов овладел двумя десятками наук. Он разбирается в вертолетостроении и компьютерном моделировании. Сейчас изобретатель завершает работу над своим новым проектом.

Надим Гашимов: «Пол обшивается полностью. Тут есть система ножного управления, ручка управления снята просто».

Двухместную «стрекозу» до недавнего времени скрывали не только от глаз журналистов, но и посторонних. Летательному аппарату, по мнению изобретателя, нет аналогов в мире. При создании этой машины Надим поставил перед собой задачу не использовать готовые конструкции и детали. Все механизмы агрегата изготавливают прямо на месте. Единственным исключением стал автомобильный двигатель.

Надим Гашимов: «Хочется что-нибудь создать интересное. Не как старое — бывают технические усовершенствования. Все вертолеты, которые у нас летают, шарнирные, а это бесшарнирная система, она запатентована у нас, нами разработана».

Иностранные компании уже предложили выкупить технологию, но получили от мастера самоучки решительный отказ. Планы намного масштабнее: в своем ангаре изобретатель намерен открыть собственное конструкторское бюро и запустить производство компактных вертолетов.

Читайте также