Экономика или жизни: что правильнее спасать во время пандемии

18.04.2020, 16:58

Видео программы «Центральное телевидение»

Сколько еще карантина и самоизоляции выдержит мировая экономика? Спасать людей или спасать экономику? Есть ли у этой дилеммы правильный выбор?

Европейские соседи с ужасом смотрят на шведов, которые сознательно решили жертвовать сотнями, а возможно, и тысячами жизней соотечественников, но не стали вводить карантинные меры. Но если шведская стратегия, когда жизни людей сознательно приносят в жертву экономике, и окажется на какое-то время эффективной, то в результате мировое экономическое цунами не пощадит никого, в том числе и шведов. Но есть ли из нынешнего замкнутого круга проблем хоть один правильный выход и хоть один более менее оптимистический сценарий?

Новость, от которой в первые часы веяло надеждой: Испания решила ослабить карантин. Неужели испанским эпидемиологам удалось остановить заразу? Но число зараженных каждый день растет, а карантин смягчают вовсе не потому, что коронавирусу дан отпор, и из-за того, что эпидемия безработицы — куда опаснее. После жесткой экономической заморозки в Испании все-таки разрешают вернуться к работе, но не всем. И работать можно не для каждого.

Станислав, владелец автомастерской: «Как автосервис мы имеем право предоставлять работу клиентам, которые являются сотрудниками полиции, либо скорой помощи, аптеки».

У всех есть пропуска на случай проверок. В пропусках указаны время начала и окончания рабочего дня. На свой страх и риск власти запускают общественный транспорт. Бизнес зажат в тиски. С одной стороны, никто не покупает товары, с другой — работать некому. В Великобритании и Германии даже организуют чартерные рейсы для гастарбайтеров из Восточной Европы: больше убирать урожай некому.

Официальный Лондон, который поначалу верил, что обществу «просто надо дать всем этим переболеть», все-таки ввел жесткий карантин.

Павел Волчков, руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ: «Исследователи озвучили порядка полумиллиона жертв для Великобритании, если не принимать никаких мер. И порядка 2,2 млн летальных исходов для США».

Цифры действительно ужасают, но не очень понятно, как британские ученые к ним пришли. Пока ведутся горячие споры, у кого статистика правильная, у кого нет, настоящая война цифр идет между эпидемиологами и экономистами. Если не отменить карантин, что будет происходить с безработицей?

Максим Шеин, главный инвестиционный стратег финансовой группы: «Вначале мы имеем очень небольшой прирост. Дальше он идет очень быстро и потом уходит совсем наверх. Критическая точка — три месяца. После этого 60% малого и среднего бизнеса будут испытывать очень серьезные проблемы… В Америке каждую неделю более 6 млн человек подают на пособие по безработице».

Эпидемиологи настаивают: чем жестче карантин, тем меньше будет жертв. Надо в первую очередь думать о людях. Бизнес же утверждает: пора, пока не поздно, спасать экономику. Удастся ли найти компромисс? И вообще, возможен ли он в такой ситуации? Не станет ли поиск золотой середины тем, от чего пострадают все?

Швеция упорно ищет ту самую золотую середину: жесткие меры не вводит, лишь призывает граждан быть ответственными. И вот уже 15-я по населению страна Европы оказалась на 8-м месте по числу умерших от коронавируса. А у бизнеса все равно трудности.

Лариса Ибрахим, хозяйка ателье: «Одним из моих заказов является свадебное платье, которое сшито наполовину, потому что клиентка отложила свадьбу на год».

И все же в Швеции убеждены, что их путь правильный. Профессор биомедицины Йонни Людвигссон призывает не мешать вырабатывать коллективный иммунитет всякими карантинами.

Йонни Людвигссон: «Иначе эпидемия будет бушевать все время, пока не появится возможность вакцинировать большую часть общества. А на это может уйти год или два. А мы, — те, кто старше 70 лет, — должны смириться с изоляцией, чтобы не перегружать систему здравоохранения».

Коронавирусные диссиденты есть и в России. Некоторые компании, вместо того, чтобы отправлять сотрудников на удаленку, призывают их «взять себя в руки и пахать, пахать, пахать». Главному инфекционисту миланской больницы остается только качать головой: именно с такого отношения к пандемии и началась итальянская катастрофа.

Массимо Галли, директор департамента инфекционных заболеваний больницы Сакко: «Когда проблема набрала обороты в Ломбардии, нужно было немедленно вводить строгий карантин. Но этого не было сделано. Никто не освободил гостиницы, чтобы поместить туда людей на карантин. А теперь тот же бизнес жалуется, что вся мировая экономика летит к чертям».

После мирового кризиса 2008 года только от онкологических заболеваний умерло на четверть миллиона человек больше, чем прогнозировали онкологи. В России после дефолта 1998 года уровень смертности рос пять лет. Экономическая болезнь, в отличие от короновируса, забирает жизни в рассрочку.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также