Уфимский школьник отрекся от башкирского языка

29.06.2011, 19:00

Видеосюжет: Михаил Чернов
Видео программы «Сегодня»

Ученик одной из уфимских школ Владислав Мартинс вновь пытался понять, почему, несмотря на хорошие оценки, его хотят оставить на второй год в шестом классе.

Как оказалось, по итогам учебного года мальчик оказался не аттестован по единственному и, как ему и его родителям казалось, необязательному предмету — башкирскому языку. Владислав, с согласия родителей, просто не ходил на эти уроки.

В итоге руководство школы категорически отказалось переводить его в 7-й класс без оценки по второму государственному в республике языку.

Согласно федеральному законодательству, региональные власти сами решают, обязательно или нет изучение национального языка в школах. Но как быть в таком случае детям, например, военнослужащих, которые через год или два могут переехать в другую республику?

Корреспондент НТВ Михаил Чернов разбирался в языковых тонкостях.

Окружающие отмечают, шестиклассник Влад Мартинс очень похож на Гарри Поттера, но перейти в следующий класс волшебным образом у него не получилось. В этом «хогвартсе», если не сдал экзамен по башкирскому, остаешься на второй год.

Вадим Мартинс, папа Владислава Мартинса: «Просто нам навязывают этот башкирский язык. Мы его не изучали — я не изучал, родители мои не изучали, — и мы прекрасно живем. ЕГЭ сдавать же нам по русскому, не по башкирскому. Башкирского вообще даже в аттестате потом нет».

Владислав Мартин, учащийся школы: «Мне важнее русский язык и английский, чем башкирский».

Сегодня эту конфликтную ситуацию разъяснили в Рособрнадзоре. Учить второй государственный язык Башкортостана школьник Мартинс действительно обязан.

«Введение второго государственного языка в национальных республиках предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Государственными языками Республики Башкортостан на всей ее территории являются башкирский и русский языки. Изучение государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируется законодательством этих республик», — прокомментировали власти.

Но учить башкирский лишь потому, что на нем разговаривал Салават Юлаев, школьник Мартинс не стал. К тому же его родители были против, чтобы сын зубрил чужой для себя язык. В родной школе понимания они не нашли.

«Четверки» и «пятерки» по другим предметам для педсовета 61-й школы — не аргумент. Родителей официально известили: Влада оставляют на второй год.

Валерия Кинзягул, преподаватель башкирского языка и литературы: «Во-первых, мы живем в Республике Башкортостан. Башкиры считаются коренным народом этой республики. Я считаю, что большую ошибку совершают те, которые отказываются изучать башкирский язык, государственный».

Сеять разумное, доброе и вечное в Башкортостане надо и на башкирском, убеждают в местном министерстве образования. Этот язык в республике второй государственный, и без экзамена по нему школьник Мартинс аттестат не получит. А для детей военных национальный язык — вообще целая проблема. Перевели из Ленска в Уфу и забудь якутский, учи башкирский.

Альфис Гаязов, министр образования и науки Республики Башкортостан: «Сегодня можно отказаться, допустим, от башкирского, завтра от химии, и так далее — такого не бывает».

Зоя Мартинс, мама Владислава Мартинса: «Вице-премьер республики выступал по телевизору вчера вечером. Она объяснила, что наш ребенок должен учить башкирский язык — вдруг у него появится сосед, который не понимает по-русски, чтобы он с ним смог общаться, или вдруг он женится на башкирке».

Со своей двойкой по башкирскому шестиклассник Мартинс оказался в одном ряду с хулиганами и злостными прогульщиками. Родители пожаловались в Генеральную прокуратуру и опубликовали обращение в Интернете. Они утверждают: образумить их пытались далеко не педагогическими методами — вызывали на школьный совет по профилактике правонарушений и в комиссию по делам несовершеннолетних.

Чтобы не идти второй раз в 6-й класс, в школе предложили своеобразное решение: сдать башкирский экстерном, перейти на домашнее обучение либо в класс коррекции. Устно намекнули: есть еще вариант перебраться в другой регион. Впрочем, уезжать из республики родители Владислава пока не планируют.

Читайте также