Репрессия за «двойку» по башкирскому языку

29.06.2011, 13:14

Видеосюжет: Михаил Чернов
Видео программы «Сегодня»

В Уфе разгорается скандал на национальной почве. Шестиклассника оставляют на второй год за отказ изучать башкирский язык.

В непростой ситуации оказался ученик одной из школ Уфы. Шестиклассника Владислава Мартинса оставляют на второй год за отказ изучать башкирский. Такое решение принял педагогический совет.

Формально этот предмет не является обязательным и, несмотря на хорошую успеваемость по остальным дисциплинам, школьника заставляют вновь пройти всю программу. Родители мальчика пытаются оспорить действия учителей, ссылаясь на законное право, но безуспешно.

В трудностях и противоречиях разбирался корреспондент НТВ Михаил Чернов.

В табеле успеваемости шестиклассника Владислава Мартинса — «четверки» по истории, математике и литературе, «пятерки» по изобразительному искусству и технологиям, «тройки» по русскому и биологии и всего одна «двойка» по башкирскому языку. Не аттестован, потому что не ходил.

Вадим Мартинс, папа Владислава Мартинса: «Нам навязывают башкирский язык. Мы его не изучали. Я не изучал, родители мои не изучали. Мы прекрасно живем в Уфе. ЕГЭ же нам сдавать по русскому, не по башкирскому. Башкирского и в аттестате нет».

Владислав Мартинс: «Мне важнее русский язык и английский, чем башкирский».

Именно родители настояли на том, чтобы их сын не учил башкирский. Об этом они уведомили директора школы и в течение двух лет забирали ребенка с уроков национального языка. За это Влада и оставили на второй год.

Родители получили уведомление из школы и в ответ пожаловались в прокуратуру. Свое обращение со ссылкой на статьи Конституции выложили в Интернете. В родной школе Мартинсам теперь не рады.

Представитель школы: «Я беседу вести не буду, я просто скажу, что нарушений законодательства у нас нет».
Корреспондент: «Вы с родителями не можете переговорить?»
Представитель школы: «Нет, не могу».

Сеять разумное, доброе, вечное надо и на башкирском, убеждают учителя. А родители шестиклассника не осознают всей важности родного языка, говорят в школе.

Валерия Кинзягул, преподаватель башкирского языка и литературы: «Мы живем в республике Башкортостан. Башкиры считаются коренным народом этой республики. Я считаю, что большую ошибку совершают те, которые отказываются изучать башкирский государственный язык».

В местном министерстве образования родную речь тоже поддержали. Башкирский язык в республике — второй государственный, а значит, изучать его обязан каждый. Таким образом, без экзамена по национальному языку аттестат о среднем образовании Владиславу Мартинсу не получить.

Альфис Гаязов, министр образования и науки Республики Башкортостан: «Сегодня можно отказаться, допустим, от башкирского, завтра от химии и так далее. Такого не бывает».

Зоя Мартинс, мама Владислава Мартинса: «Вице-премьер республики выступал по телевизору вчера вечером. Она объяснила, что наш ребенок должен учить башкирский язык вот для чего: вдруг у него появится сосед, который не понимает по-русски, и тогда ребенок сможет общаться с ним или вдруг ребенок женится на башкирке».

Чтобы убедить сесть за учебники башкирского, методы используют далеко не педагогические, рассказывают родители. В школе Влад отличается примерным поведением. Однако с тех пор как он отказался учить национальный язык, их вызывали и на школьный совет по профилактике правонарушений, и в комиссию по делам несовершеннолетних.

Чтобы не идти второй раз в шестой класс, в школе предложили своеобразное решение: сдать башкирский экстерном, перейти на домашнее обручение, либо в класс коррекции. Устно намекнули, что есть еще вариант перебраться в другой регион. Впрочем, уезжать из республики родители Владислава пока не планируют.

Читайте также