Кешбэк: реальная выгода или маркетинговая уловка

12.04.2020, 12:00

Видео программы «Чудо техники»

Одним из самых популярных слов в рекламе стало слово «кешбэк», который обещают теперь все — от банков и сотовых операторов до фитнес-клубов. Они уверяют, что готовы заплатить за то, что мы у них что-то покупаем, то есть возвращают часть потраченных денег. Зачем это им и выгодно ли покупателям? С чего бы вдруг магазину или банку возвращать клиенту деньги? Товар-то уже куплен. Но они и правда это делают.

Сейчас, например, сложно найти банк, который не обещал бы кешбэк за пользование его картой. Хитрость тут может быть в том, что приходят иногда не реальные деньги, а бонусы, которые можно потратить только на покупки в ограниченном списке магазинов-партнеров. А иногда сами продавцы просто называют этим модным словом обычные бонусные баллы, которые копятся на их собственных картах, и потратить их можно только на следующие покупки у них же. Это менее выгодно.

Рамиль Мубинов, например, выбрал такую банковскую карту, проценты за расходы по которой «капают» в конце каждого месяца в виде живых денег. В итоге за прошлый год, ничего не делая, просто расплачиваясь, он вернул почти 9 тысяч рублей.

Рамиль Мубинов, научился возвращать деньги за покупки: «В условиях моего банка 1 процент кешбэка вернется с любой покупки. Это правило. Возвращается реальными деньгами. Кешбэк — это такой бонус дополнительный к услугам банка, ко всем сервисам, которые мне нравятся, который дополнительно повышает мою лояльность к этому банку».

Откуда берутся возвращаемые деньги? За безналичную операцию продавец платит комиссию банку, и тот уже волен распоряжаться ей как хочет. Например, может потратить часть на то, чтобы покрепче привязать к себе клиента. Есть и повышенный кешбэк — за определенные категории расходов или у конкретных партнеров банка. В последнем случае клиента нередко подталкивают к покупке товара по завышенной цене.

Николай Григорьев, член Совета Гильдии маркетологов России: «Кешбэки безусловно провоцируют нас на дополнительные траты. Это связано с некоторой фундаментальной биологической жадностью, которую я всех призываю контролировать».

Рамиль Мубинов: «Нужно сначала зайти на какую-нибудь онлайн-платформу, посмотреть цены на тот или иной товар, который тебе интересен. И потом уже нужно посмотреть, сколько кешбэка тебе вернется и будет ли выгода вообще».

Другой частый подводный камень — правила могут меняться или быть связаны с большим количеством ограничений. Так произошло с бизнесменом Денисом: его заинтересовало рекламное обещание крупного банка о 10-процентном вознаграждении за оплату на заправках, и он оформил карту. Но через пару месяцев кешбэк перестал начисляться.

Денис Шиманский, бизнесмен: «При попытке диалога с банком был послан в раздел „Тарифы и правила“, и оказалось, что нельзя пользоваться только заправками и даже немножко разбавлять их другими. Заправки должны составлять не более 50 процентов общего счета, тогда кэшбэк будет начислен».

Еще один популярный механизм возврата денег — сайты-агрегаторы, которые работают с онлайн-магазинами.

Римма Хворостова, директор по развитию кешбэк-сервиса: «В нашем сервисе уже больше 11 млн пользователей, за более чем шесть лет совершено 44 млн покупок с кешбэком. Более двух тысяч партнеров по всему миру, из них более полторы тысячи доступны для жителей России».

Схема такая: пользователь переходит в подходящий магазин по ссылке с сервиса (для активации функции возврата денег), совершает покупку, и спустя время (до 30 дней) ему на виртуальный счет начисляется кешбэк.

Римма Хворостова: «Для того, чтобы вывести деньги, на счету должна накопиться минимальная сумма для вывода — на текущий день это 500 рублей».

Фактически такие агрегаторы выступают как ярмарочные площадки, куда клиенты приходят за выгодными предложениями, а у магазинов растут обороты. Продавцы платят сервису за приведенных покупателей, которым тоже достается часть этих денег. Можно также дополнительно выиграть, если скомбинировать покупку с другими спецпредложениями, например, оплатить правильной картой.

Рамиль Мубинов: «У банка была акция с магазином-партнером — 10 процентов на первую покупку. Я купил смартфон, он недешево стоил, где-то 67 тысяч рублей. И мне прилетел кешбэк 10 процентов. Я эту же покупку совершил через онлайн-сервис кешбэка, и оттуда мне прилетело еще три процента тоже за первую покупку. В общей сложности выгода была порядка 10 тысяч рублей».

Но это уже высший пилотаж экономии, который требует постоянно следить за акциями, уделяя им довольно много времени и внимания. Но хотя бы завести карточку с кешбэком — это просто и выгодно. И, кстати, обладание ей приучает всегда по мере возможности платить без использования наличных, которые в текущей эпидемиологической ситуации могут быть и небезопасны, ведь микробы способны задерживаться на купюрах. В общем, кешбэк, если использовать его с умом, работает на благо всем — настоящее маркетологическое чудо техники.

Читайте также