Прерванный полет

24.06.2011, 19:36

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Главная трагедия минувшей недели — авиакатастрофа Ту-134 в Петрозаводске.

Главная трагедия минувшей недели — катастрофа Ту-134 в Петрозаводске. Она унесла жизни 45 человек. Борт номер РА 65691, выполнявший рейс РЛУ-243 из Домодедово в Петрозаводск, в условиях плохой видимости совершил жесткую посадку на трассу Петрозаводск — Суоярви в километре от торца взлетно-посадочной полосы аэропорта.

Из 52 человек на борту погибли 44, один впоследствии скончался в больнице. Среди погибших — 36 граждан России, четыре иностранца и семья из четырех человек, у которой было двойное гражданство — России и США.

НТВ отмечает: этот рейс должен был выполнять самолет канадского производства «Бомбардье», но из-за наплыва желающих попасть в Карелию борт заменили на отечественный Ту-134.

Несколько дней на месте трагедии вместе с сотрудниками МЧС и медиками работал корреспондент НТВ Виктор Черногуз.

Андрей Радин: Здравствуйте, Виктор. Вы знаете, меня не покидает странная мысль. Аэропорт с названием Бесовец обречен на какие-то странности. Ведь аэропорт, что яхта: как ее назовешь, так она и поплывет. Я не прав?

Виктор Черногуз: Вы не совсем правы. Бесовец — так называется не аэропорт, а ближайший поселок, на территорию которого собственно и упал самолет Ту-134. Сам аэродром переименовали в 2003 году. И, что характерно, больше 60 лет, пока аэропорт еще назывался Бесовец, летных ЧП на нем зафиксировано не было.

Так что, если думать о мистике в этой истории, то, возможно, переименовывать авиаузел и не стоило. Непосредственно съемочная группа НТВ приехала на место авиакатастрофы примерно в 7 утра. И к этому моменту спасатели, они действительно работали очень оперативно, уже закончили самую сложную часть спасательной операции.

Какой-то паники или суеты не было, стояло такое сосредоточенное молчание. По всей дороге были разбросаны куски лайнера. В самых крупных угадывались детали самолета: турбина, части шасси.. Первые живые впечатления мы услышали только от тех, кто оказался на месте ЧП в первые минуты после падения самолета.

Михаил Осипов: «Они лежали, горели, кричали. Из самолета еще доносились страшные стоны, крики. Первой мы оттащили девушку, затем услышали, как мужчина кричит. Он горел и кричал: „Мужики, потушите“. Мы его потушили и тоже на середину поля оттащили».

Михаил Осипов живет в одном из домов, на которые едва не упал лайнер. Самолет остановился буквально в нескольких метрах от коттеджного поселка. Михаилу и еще нескольким добровольцам удалось вытащить восемь человек, которые сидели у левого крыла самолета. И то, что эти люди спаслись, можно считать настоящим чудом. Так, по крайней мере, говорили врачи «Центроспаса», видевшие десятки катастроф. Представьте. Сначала страшный удар о землю, потом пожар. Температура была такой, что расплавились куски обшивки.

Нужно сказать, что одно из самых ярких интервью сразу после катастрофы — его наверняка запомнили тысячи зрителей — давал человек в красной куртке. Его зовут Валерий Минин. И уже чуть позже, когда Валерия награждали за отвагу, казалось, что он сам не слишком рад этой медали. Потому что то, что он увидел и пережил в ночь катастрофы, наверняка будет помнить всю жизнь.

Валерий Минин: «Больше всех горела эта девушка, девочка. Я ее схватил, прижал к себе. И вроде как ничего. Я потом пошел опять дальше. Но когда вернулся на то место, где люди, были в безопасности, произошел хлопок. И отвалившейся частью самолета всех накрыло. Жалко, что не все смог. Вот и все».

Нас приятно удивило и поведение жителей Карелии, которые уже через несколько часов после ЧП начали приносить цветы, свечи и трогательные рисунки на место падения Ту-134. Конечно, эта история во много стала лично трагедией для жителей Петрозаводска. Карелия — республика маленькая, и многие так или иначе через знакомых наверняка знали кого-то из погибших.

Официальное следствие пока не обнародовало итоги расследования причин авиакатастрофы. Большинство экспертов сходится во мнении, что к трагедии привели неправильные действия экипажа — так называемый человеческий фактор.

Известный летчик-испытатель Вадим Базыкин рассказал нам о технических аспектах этой истории, а точнее о том, как должен был действовать экипаж при посадке на аэродром в условиях ограниченной видимости. В ночь трагедии над взлетной полосой стоял густой туман.

Вадим Бызыкин, заслуженный пилот России, летчик-испытатель: «Самое страшное, когда ошибка начала превращать ситуацию в катастрофическую. Это, наверное, то, что они перед ближним приводом увидели землю. И земля это была, конечно, дорогой. Здесь все зависит от нервов.

Надо было все-таки уходить. Но они увидели, решили, что смогут приземлиться со незначительным изменением курса додавить к этой полосе. А когда поняли, что это дорога, уже было поздно. Надо понимать, что этот самолет — самый скоростной самолет из тех, которые остались.

У него скорость на глиссаде порядка 290 километров. Этот самолет не допускает ошибок. Он скоростной, у него не такая современная аэродинамика крыла. Поэтому так все и случилось».

Добавим, что трагедия в Петрозаводске случилась в день, когда во французском Ле Бурже открылся авиасалон. Некоторые российские компании отправились туда, чтобы заключить контракты по обновлению парка самолетов. Например, «Ютэйр» закупил на салоне 40 «боингов».

Связанные новости

Читайте также