Экспонат со дна Ладоги

21.06.2011, 17:38

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В поселке Осиновец ветеранам показали легендарный ЗИС-5, доставлявший грузы в осажденный Ленинград.

Передать все музеи Дороги жизни, расположенные на берегах Ладожского озера, в ведение Министерства транспорта. С такой просьбой сегодня к чиновникам обратились ветераны. Предложение прозвучало в одном из таких музеев — в поселке Осиновец.

Там в преддверие 70-летия начала Великой Отечественной войны поисковики показали поднятый со дня Ладожского озера легендарный грузовик — полуторку. А перед этим прямо на глазах у фронтовиков извлекли из воды еще одну не менее знаменитую машину.

Репортаж корреспондента НТВ Алексея Чеботарёва.

Тяжелый автокран еще ранним утром заехал на пирс и был готов к выполнению задачи. Его мощность для запланированной операции по подъему даже избыточна. Накануне к побережью Осиновца катер по дну притащил лишь фрагменты ЗИС-5, а не целую трехтонку.

Константин Овчинников, участник поисковой группы: «Машина попала под авиационный налет. Снаряд попал где-то в районе кузова, около кабины. Разворотило переднюю часть очень сильно. Двигатель лежит отдельно, передний мост лежит отдельно где-то метрах в десяти от двигателя. А задний мост и часть рамы — то, что мы на берег притащили, — они более менее сохранились».

При подъеме ключевая роль отведена водолазам. Им нужно прицепить останки машины к стропам крана. Это уже не так сложно по сравнению с тем, что сделано, — месяцы поисков и работа на глубине около восьми метров. Но и на финальном этапе нельзя быть уверенным, что все пройдет без проблем.

Сергей Елагин, водолаз поисковой группы: «Ладога непредсказуемая. Тут погода много играет. Может быть сейчас штиль, через час — ветер, шквал».

За операцией по подъему в тихой сегодня заводи с одинаковым интересом следили и местный мальчишка, и внушительная делегация во главе с заместителем министра транспорта.

Для наблюдающих за подъемом эти рама и ось — не просто побежденное коррозией железо, это память о Дороге жизни. Неизвестно, сколько продовольствия эта машина успела привезти в осажденный Ленинград и сколько его жителей переправила на Большую землю.

Главный автомобильный символ непокоренного города, конечно, полуторка. Результат самой трудоемкой операции этого года — подъем такой машины в районе островов Зеленец. От конструкции грузовика сохранилась лишь малая часть, но любой ветеран сразу узнает в нем легендарный ГАЗ. Кажется, любое блокадное воспоминание связано с этим автомобилем.

Вера Рогова, ветеран Великой Отечественной войны, регулировщик Ладожской ледовой дороги: «Всегда ездили водители. Были дверки или открыты или сняты, чтобы водитель мог выскочить. Здесь молодой водитель, я не знаю, почему он не вышел, но машина пошла под лед, и он ушел под лед. А фары очень долго еще горели».

Поднятые со дна машины пополнят собрания небольших музеев Дороги жизни. Только за последние восемь лет энтузиасты передали таким учреждениям почти 90 находок.

Сейчас поисковикам известны координаты сразу нескольких мест, где затоплены самолеты, автомобили, корабли времен Великой Отечественной. Так что работы у поисковиков еще ни на один год и ни на одну экспозицию.

Читайте также