«Золотой петушок» на сладкое

19.06.2011, 08:08

Видеосюжет: Алексей Ивлиев
Видео программы «Сегодня»

В Большом театре сегодня заключительная премьера сезона — «Золотой петушок» Кирилла Серебренникова.

В Большом театре сегодня заключительная премьера сезона. На сладкое подают «Золотого петушка». Опера зазвучала громко задолго до первого показал. Театралы на все лады обсуждали и по-настоящему золотой бюджет, и, прежде всего, фигуру режиссера Кирилла Серебренникова, известного своим радикальным подходом к классике.

Корреспондент НТВ Алексей Ивлиев побывал на генеральном прогоне.

Едва открывается занавес, даже не на сцену, а, видимо, на крышу дворца царя Додона, под музыку Римского Корсакова, прикрывая друг другу спину, выходят двое снайперов. В это время внизу словно перед приемом в кабинете большого начальника с десяток уборщиц протирает пыль.

Торжественно вывозят символ страны — «Золотого петушка». Сотрудники охраны с металлодетектором, кинологи с настоящими служебными собаками. Перед премьерой оперы режиссер-постановщик и сценографист Кирилл Серебренников говорил о приглашении для участия в спектакле сторонних групп. В этот момент отчего-то подумалось, что настоящие сотрудники Федеральной службы охраны в свой выходной решили подработать на сцене Большого.

Перенесение классического произведения в современную нам обстановку становится уже фирменным стилем Кирилла Серебренникова. «Дон Гуан», предыдущая премьера на сцене Большого, выдержана именно в этом стиле. Но, как признается создатель «Золотого петушка», там на декорациях экономили, чтобы вовсю развернуться на постановке оперы Римского-Корсакова. Но полет фантазии Серебренникова был такой, что руководство Большого театра вспомнило уже о подзабытом всеми нами термине «секвестр».

Кирилл Серебренников, режиссер: «Пришлось аппетит режиссера степени и сценографа одновременно подрезать».

«Небылицы в лицах», как назвал «Золотого петушка» Римский-Корсаков, — это последнее и самое совершенное его произведение, но на сцену оно попало далеко не сразу и не в полном объеме: уж очень гротескно выглядел царь Додон. Однако нынешний постановщик Кирилл Серебренников говорит, что в «Золотом петушке» помимо жесткой политической сатиры много и других пластов.

Кирилл Серебренников: «Начинается как политическая сатира, продолжается как абсолютно любовный какой-то триллер и совершенно, практически фрейдистская драма. Возникает тема любви очень мучительной, мощной. Заканчивается каким-то таким местным апокалипсисом».

Пригласив журналистов на первую репетицию спектакля (исполнителя главной арии Владимира Моторина в тот раз от них старательно прятали) Серебренников попросил оперного певца ради роли избавиться от великолепной бороды. Тот согласился, но оставил себе усы и примерил китель. Такой образ Додона напомнил Серебренникову и Гитлера, и полковника Каддафи одновременно, поэтому усы Моторину ликвидировали, а китель заменили.

Сложно сказать, что больше привлечет зрителей на премьеру: сама опера Римского-Корсакова или же весьма современное сценическое решение. Но по ажиотажу уже можно говорить о колоссальном зрительском интересе к экспериментам Большого театра.

Читайте также