Восток — дело тонкое: культовый фильм «Белое солнце пустыни» отмечает 50-летие

30.03.2020, 09:33

Видеосюжет: Омар Магомедов
Видео программы «Сегодня»

Главному советскому блокбастеру сегодня исполняется 50 лет. Ровно полвека назад фильм «Белое солнце пустыни» впервые показали на большом экране. Всего за год его посмотрели более 50 миллионов зрителей, а российские космонавты и вовсе сделали это традицией. Теперь каждый экипаж смотрит картину перед стартом, чтобы полет прошел благополучно.

Это кино советские зрители сразу разобрали на цитаты: «Восток — дело тонкое», «Гюльчатай, открой личико». Или ставшая крылатой фраза Верещагина: «Я мзду не беру, мне за державу обидно».

Песня в исполнении Павла Луспекаева «Ваше благородие» на слова Булата Окуджавы стала одной из самых любимых и узнаваемых в стране. Сложно найти человека который не видел или ничего не слышал об этом фильме.

Желтые пески самого большого в Европе бархана Сыры-Кум, что в Дагестане, идеально легли в основу фильма «Белое солнце пустыни». Один из самых знаменитых эпизодов киноленты, где товарищ Сухов откапывает обреченного на смерть абрека по имени Саид, снимали в этих местах.

Сегодня бархан — федеральный заповедник. В это время года здесь много туристов, но из-за вспышки короновируса сейчас вход закрыт. Для жителей Дагестана фильм стал родным еще до выхода на экраны, многие сцены снимались в окрестностях Махачкалы и Каспийска. Магомедкамиль помнит, как сотни мальчишек убегали с уроков, чтобы украдкой следить за игрой актеров.

Известный дагестанский актер Магомед Сулейманов, напротив, отказался от участия в съемках. Владимир Мотыль предложил ему сыграть бандита, но в тот год он уже снимался в другом проекте, где ему предложили роль второго плана.

Магомед Сулейманов, председатель регионального отделения Союза кинематографистов: «Если бы я знал, что так сложится, что это фильм станет культовым, я бы, наверное, перешел на эпизод, чем на главную роль».

Картина рождалась в муках, вспоминает участник съемочной группы Николай Конюшев. Процесс растянулись на 2 года, состав за это время поменялся почти на 90%, да и условия работы были адские, люди сбегали со съемочной площадки, особенно сложно пришлось поддерживать численность гарема Абдуллы.

Николай Конюшев, ассистент по актерам «Белое солнце пустыни»: «Жара, плюс 50–60 градусов, песок, яйца клали в него и варили. Костюмы у гарема были настоящие, чадра из конского волоса, тяжелая, девочки не выдерживали. А не видно же, кто там, поэтому просили солдат из воинской части сидеть в них».

Беды на этом не закончились. От режиссера потребовали переснять несколько сцен, в том числе, финальную и оплакивание смерти Абдуллы его гаремом, но его все равно забраковали. Лента долго пылилась на полках «Госкино», пока ее случайно не увидел космонавт Алексей Леонов. С тех пор ее просмотр входит в обязательную предполетную программу. При личной встрече с генсеком СССР Леонидом Брежневым он лестно отозвался о неизвестном фильме.

Александр Шпагин, киновед, историк кино: «Благодаря Брежневу „Белое солнце пустыни“ вышло на экран, хотя оно все равно вышло бы на экран, но ему хотели дать третью категорию, слить, но я думаю, оно все равно проявилось бы так или иначе».

Картина несколько раз меняла свое рабочее название: «Басмачи», «Пустыня», «Спасите гарем» и даже «Восток — дело тонкое». Известно о 15 вариантах. И лишь перед самым выходом на большие экраны над страной взошло «Белое солнце пустыни». Прошло уже 50 лет, но перед народной памятью и любовью время, кажется, бессильно.

Читайте также